Каждому из нас есть за что стыдиться. Немало событий ранило и саднит где-то в душе до сих пор... Хорошо, если есть время исправить!
Здравствуйте! С вами врач-педагог Светлана Подвинская и мои истории, выверенные жизнью. В них каждый найдёт отклик и следы своей душевной боли.
История давняя, можно сказать - из школьного детства.
На момент действия я расценила её, как досадное недоразумение, нелепость, случайность, неосмотрительность. Ни о каком "бумеранге" я не думала, да и скорее всего - не знала ни в прямом, ни в переигранном значении. Его метафорический смысл я узнала намного позднее.
Приходилось ли вам входить в состояние, когда тебе удалось уверенно удерживать внимание взрослых людей, когда сам ты ещё только выбираешься из подросткового возраста? Помните! Тебе весело, ты кажешься себе остроумным. Ты входишь в состояние, когда твои мысли и речи перестают подчиняться логике. Эмоции нарастают, как снежный ком!
Обстоятельства сопутствовали мне: купе поезда дальнего следования; все рады новым впечатлениям, всякие разговоры не утихают до поздна. Я присоединилась к пассажирам купе на проходной станции ближе к ночи, возвращаясь после каникул от сестры.
Нас в купе теперь четверо: муж с женой, оба геологи и для них любая байка ложиться на душу. Третий пассажир на верхней полке лежал к нам спиной и в разговоре не участвовал. "Наверное спит" - подумала я и забыла про него.
Атмосфера приватности, скоротечность знакомства - это то, что раскрепощает и создаёт иллюзию вовлечённости слушателей.
Я с большим воодушевлением, помогая жестами и мимикой, рассказывала о школе, о любимых предметах. И вместо того, чтобы просто посетовать, что мне не нравится и с трудом даётся физика, я начала рассказывать о своём учителе физики.
В обычной жизни он не вызывал у меня никаких бурных ассоциаций и эмоций. А тут, как говорят -"бес попутал". Конечно, как педагог и тем более воспитатель, он был ещё незрел и мы пользовались его неопытностью и мягким характером. Бывало, что и дерзили, но меру знали. Ему с трудом удавалось задерживать наше внимание на учебном материале. А мы, вкусившие дух свободы 60-х, но ещё малообразованны и малокультурны, но уже раскованы. Ему с нами было нелегко!
Я увлеклась рассказом и уже не контролировала себя: юмор превратился в сарказм, а язвительность в злословие. Возможно, я бы нашла оправдание своим эмоциональным порывам и не сочла бы это за грех, если бы не события следующего утра...
А поутру они проснулись...
Я проснулась последней - в молодости ничто не мешает сну. Пожелав всем доброго утра, я оторопела: ко мне "прилетел бумеранг", пущенный мною вчера.
Напротив меня сидел мой учитель физики и с невозмутимым видом пил чай. До сих пор не знаю, что это было: он на самом деле всё проспал(?!), он гениальный педагог и воспитатель - не опустился до разборок и воспитательных назиданий , он ...!он...! Слов и разумения у меня не было, чтобы оценить его мудрость и великодушие.
Я промолчала весь день, оставшийся до прибытия. Мой педагог был весел и спокоен. Все дружно общались, а я пролежала до вечера лицом к стенке.
Он всё-таки выдал себя, когда уже в школе после моего выступления на новогоднем вечере в роли снегурочки сказал: "Эту роль ты исполнила лучше, у меня есть с чем сравнивать!"
Эпилог
Я часто задаю себе вопрос: "Что было бы, сыграй я некоторые роли по-другому и что бы я посоветовала себе той прошлой?"
-Хорошо, что бумеранг "вернулся" быстро (по законам физики бумеранги летят с очень большой скоростью).
-Хорошо, что оказался возвратным, значит цели не достиг, а вернулся к тебе. Но назад вернулся уже не бумеранг, к тебе прилетела твоя разбуженная совесть.
-Хорошо, что назад тебе вернули не злословием, а жизненным опытом.
-Хорошо, что это произошло с тобой тогда, когда ты ещё не владела мастерством "бросания бумерангов" и этот опыт оказался единственным, но весьма удачным - подарил тебе прозрение!
-"Господи! Избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого" (Псалтырь 119:2)