Найти тему
frocenter

Сложность и трудность образовательных предметов

Главной темой высказываний обучающихся, отлынивающих от образовательного процесса, является «сложность» образовательных предметов. Это порождается и поддерживается в поколениях не вполне образованными родителями, которые либо оказались сломлены этой сложностью, либо считают себя героически преодолевшими её. А усугубляется учителями-предметниками, которые наперебой говорят о сложности своих предметов, самоутверждаясь таким нелепым образом и защищаясь от боязни признания своей предметной некомпетентности. Разумеется, самая сложная – математика, которая зачастую делит эту печальную пальму первенства пополам – на вершки и корешки. Вот если бы физика была без математики – только ярмарочные фокусы демонстрационных экспериментов … Да и химия сложна своими элементами и реакциями. А биология вообще какая-то путаница из спиралей ДНК. Вот история попроще. Обществознание тоже ништяк. Вообще-то в этом самом образовании всё сложно. Разве нельзя это «всё» изложить простыми словами? Лучше ненормативными – так всем понятнее.

Это не преувеличение. Это нормальная точка зрения среднестатистического обучающегося, впоследствии – среднестатистического гражданина. Числящегося в этом последствии образованным и даже интеллигентным. Правда, гуманитарным. А что же на самом деле?

На самом деле, как всегда, пользуемся необеспеченными смыслом словами в целях защиты от необходимости образовательно трудиться. Давайте постараемся отвечать за свои слова. Говоря о чём-либо, изучая что-либо, мы всегда рассматриваем ту или иную систему. Системой называется совокупность элементов, отличающаяся свойствами, отсутствующими у любого из этих элементов. Если мы мыслим «про систему», то мыслим моделями системы и её отдельных элементов. Пользуясь технологией введения определений понятий, определим сложность как свойство системы допускать возможность её описания наложением моделей отдельных элементов. То есть, речь идёт о составленности представления о системе из многих частей. Именно это было названо «умножением сущностей» – пойди, разберись! Сложность очень легка в обращении – вместо требующей усилий работы над пониманием нагородили неведомо чего из «общеупотребительных» слов, в результате чего самоутверждённо успокоились. Ведь лёгкость – это свойство объекта требовать для действий над ним незначительных усилий!

Сложность, в которой неведомо что беспорядочно налагается на что неведомо, подобна туману над болотом, делающему это болото ещё страшнее. Вот была бы ясная погода … И все бросаются делать эту ясность – то есть, «объяснять». Согласитесь, пожалуйста, что это – ключевое слово в общеобразовательной школе. В то же время Закон РФ «Об образовании» утверждает научность нашего общего образования. У науки нет объяснительной функции. Она призвана с самого начала в процессе познавательной деятельности делать всё предельно ясным на уровне научных моделей действительности. Стремление же объяснять ясное – это, по крайней мере, своеобразная образовательная патология, во всех случаях приводящая в болотный туман невежества. Что поделать, здесь мы имеем дело с попыткой реализации образовательной деятельности «негодными средствами», как говорят юристы. Ведь всё школьное образование основано на трансляции всех достижений человечества, то есть культуры, средствами практического мышления, по определению непригодными для этого. Уже потому, что этот тип мышления в принципе бессловесен. Это значит, что учитель мыслит что-то своё, говорит (должен ведь говорить!) о другом и другое, делает третье. Обучающийся при этом видит и слышит четвёртое, мыслит своё пятое и делает совершенно шестое. Ну, и где тут, скажите, пожалуйста, общее – понимание, образование, возможность осознанного взаимодействия и сотрудничества? Нет этому места. Просто сложное нагромождение сложностей. Естественно, никакие усилия здесь не помогут, и остаётся только легко воспринимать всю эту чушь, выполняя какие-то формальные требования или даже не выполняя их. Последнее ещё легче.

Что же можно противопоставить этому беспредельному безобразию, пардон – безобразованности? Да просто перейти от сложности к простоте. Для того и придумано общее образование, чтобы на примерах предельно простых научных моделей, не делающих лишних многофакторных допущений, научиться строить по всем поводам свои такие же простые модели. Понимать связи причин и следствий между такими моделями и решать, решать, решать задачи, составляющие содержание и смысл всей нашей такой короткой человеческой жизни. Решать, как можно более безошибочно и неотвратимо. А это возможно только в режиме продуктивного мышления и согласованного обмена продуктами такого мышления. Человечество долго и порой мучительно шло к эволюционному формированию такого мышления и теперь знает, как оно устроено. И то пытается, то старается вдвигать это устройство в головы образующихся личностей. Чтобы они могли договариваться, реально понимая друг друга, и выживать. Как можно более достойно выживать. Для этого надо потрудиться. Труд – целенаправленная общественно-полезная деятельность человека, требующая затраты его физических и интеллектуальных усилий. Для достижения определённой цели трудовые усилия вряд ли ограничатся незначительным объёмом. Отсюда и представление о трудности объекта (в том числе – процесса) во взаимодействии с ним. Трудностью объекта называется его свойство требовать для действий над ним значительных усилий. Ну, а кто же ориентирует людей и, подавно, детей на преодоление трудностей образовательного процесса? На самом-то деле у общего образования одна-единственная задача: формирование обучающимися в своих головах инструментов продуктивного мышления, а то и самого такого мышления. Продуктивное мышление в структуре своей и сущности предельно просто. Но эта простота в её освоении требует труда. Трудна, значит. Простота – трудна. Сложность – легка. Простой подход обречён на выигрыш, сложный – на поражение. Вот и надо выбирать, не путая простоту с лёгкостью, а трудность со сложностью.

Итог: всё, что завоевала наука, она сделала предельно простым. Сколько для этого труда положено! Поэтому в образовании наиболее просты предметы, описываемые наиболее простыми моделями – содержащими минимум произвольных допущений. Проще всего – математика, затем – физика, затем … Явно сложнее всех обществознание – поди разберись! А уж что выбрать в качестве лёгких и трудных для оправдания своего отношения к работе – это личное дело каждого.

-2