20K подписчиков

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: зачем нужен был мальчик, которого все гнали

7,3K прочитали

Помните, в этом замечательном советском фильме для детей был мальчик, который все время ходил один и то и дело возникал внезапно, огорошивая пионеров вопросом: «А че это вы тут делаете, а?»?

Его потом все гнали: «Иди-иди!» А он обиженно отвечал: «Ну ладно, ладно...»

Лично мне с детства было его жалко. Мальчонка ведь был одиноким. Ну, не очень умел входить в дружбу, был слегка неуклюжим в общении. Но зачем же было его все время выгонять?

Неудивительно, что при таком раскладе он постоянно был один. И это в то время, когда «космические корабли бороздили Большой театр»; пионеры на сцене исполняли песню, которую «Гагарин пел в космосе»; вообще страна кипела-бурлила в едином (!) дружном (!!) порыве. :)

Мальчик же этот оставался всегда один. Ни в какие, как сегодня сказали бы, активности его не принимали.

Более того, неясно, откуда был этот подросток:

  • если из лагеря – то почему он не был занят никакими делами, как остальные пионеры? Мы не видели его ни на концерте, ни на линейке, ни на других мероприятиях. Он даже не в курсе был, с чего народ вдруг кинулся купаться. Просто все время бродил «тихо сам с собою»... и с сачком;
  • если из деревни – то почему он, как свой, передвигался по всему лагерю? Деревенские же ребята относились к пионерской территории с определенным пиететом.
Кадр из детского фильма Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Кадр из детского фильма Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

А ведь он с этим своим неизменным вопросом, скорее всего, пытался, пусть и неловко, но выстроить контакты с ровесниками. Наверняка бeдoлaге было интересно: чем там эти пионеры занимаются?

Так зачем вообще было показывать этого мальчонку в фильме? Ведь никакого значения (по крайней мере, на первый взгляд) он не имел.

Давайте по порядку...

Вячеслав Царев, очень юмористически воплотившийся в неловкого мальчика, помимо этого фильма режиссера Элема Климова, сыграл еще в нескольких картинах.

В целом на его счету было пять ролей. Он появлялся даже у великого Андрея Тарковского – в образе Андрейки в легендарном «Андрее Рублеве».

Но самая запоминающаяся для советского зрителя его роль была, конечно же, в «Добро пожаловать…».

Забавно, что Климов нашел этого подростка случайно. Тот просто жил рядом с «Мосфильмом» и, разумеется, как все мальчишки, постоянно бегал туда-сюда по местности.

Вообще в то время здесь была еще деревня. Называлась она Троице-Голенищево. Но Москва вовсю подтягивалась к Воробьевым (тогда Ленинским) горам, в том числе везде ходили трамваи. Вот в одном из них режиссер и встретил свою будущую мини-звездочку. Тот, видите ли, ехал «зайцем».

Но смешнее было другое: как именно режиссер его увидел. Сам он потом описывал это так: «Сижу я на зaднeм сиденье, а передо мной едут… два уха».

Вот такое у него было забавное ощущение.

Чем-то оно напоминало впечатление другого режиссера – Владимира Бортко.
Тот долго не мог найти актера на роль Шарикова в «Собачье сердце». Съемочная группа уже отчаялась привозить ему кандидатов из театров разных городов и весей.
И вот однажды помощники сказали ему: мол, там вас очередной товарищ ожидает, он сам по себе так себе, но посмотрите просто на всякий случай…
Бортко нехотя (сугубо для очистки совести) зашел в комнату, где ожидал его тот кандидат на роль Шарикова… Свое потрясение режиссер впоследствии описывал так: «Вижу – на стуле сидит собака в пиджаке...»
Шутки шутками, но ведь подобным образом порой отыскиваются такие кино-типажи, что пальчики оближешь!

Между прочим, персонажа Славы Царева в сценарии прозвали с высоким уважением «мальчик с профилем Гоголя». Сложно, правда, поручиться, что его профиль действительно напоминал портрет великого классика… но почтение было налицо.

Кадр из советского фильма Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Кадр из советского фильма Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

Любопытно также, что близким этому «профильному» мальчику в том же кино был персонаж, который за всеми подглядывал и потом ябедничал директору пионерлагеря. Близким в том плане, что он тоже:

  • был исключен из детских компаний;
  • появлялся словно бы из ниоткуда и исчезал будто бы в никуда. Мы даже не видели его одежду. Нам демонстрировали все время лишь ноги в сандаликах. Когда же героя показали в кадре целиком, было сложно понять – девочка или мальчик это вообще?

Если вы скажете, что то был мальчик, ведь на нем, как оказалось, был только 1 предмет одежды... то я вам отвечу: тогда девочки младших возрастов жарким летом вполне могли ходить и без маечек... поэтому вопрос пола остается открытым...

Правда, в отличие от него/нее, герой Царева никому не ябедничал. Но его все равно в компанию не принимали.

Кадр из детского фильма Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Кадр из детского фильма Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

Заметьте, за весь фильм нашлась лишь одна героиня, которая по-человечески ответила персонажу Царева на его вопрос, – бабушка Иночкина: «А мы, мальчик, через речку прыгаем». Почему бы остальным было не отвечать подобным образом?

Потому, что нам показали один из вариантов вечного «лишнего персонажа»?

Нет.

Если вдуматься, персонаж «с профилем Гоголя» возникал в кадре не абы когда, но в наиболее ответственные моменты сюжета. И этот его вопрос «А что это вы тут делаете, а?» как бы подводил черту, позволявшую определиться: и действительно, что происходит вообще?

Ведь порой в лагере творилось нечто весело-невероятное.

  • Ну, вот зачем мальчишки начали хлестаться крапивой?
  • Или с какой стати пионеры рыли подкоп под трибуной?
  • И т. д. и т. п.

Этот веселый aбcypд для героев в сюжете и для телезрителей перед экранами уравновешивался почти гоголевскими вопросами «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» (из «Ревизора») и «Что делать? Кинулся достать чужого ума» (из «Пропавшей грамоты»).

Или, тем паче, наводил на ассоциацию с универсальным русским вопросом «Что делать?», впервые «официально запатентованным» Николаем Чернышевским.

Вот вам и «мальчик с профилем Гоголя»…

П. с. Размышления в данном посте принадлежат сугубо его автору. Мнение создателей фильма осталось, увы, неизвестно…

Однако:

  • даже если сценарист с режиссером не имели в виду напрямую сказанное тут, похожие мысли/флюиды могли витать во время съемок;
  • вы можете высказать ваше мнение, дорогие читатели, – как думаете, зачем нужен бы этот мальчик?

Ведь он был далеко не «проходным» персонажем – появлялся не 1 раз, а несколько, вплоть до того, что именно его финальная реплика стала веселым символом фильма: «Кино-то уже кoнчилocь!»

П. п. с. На близкие темы читайте посты «Как сложилась жизнь актера Алексея Ванина из "Джентльменов удачи" и "Калины красной"», а также «Простушка против примы: реальная история, по которой сняли фильм "Зимняя вишня"». И отвечайте на тест на знание фильма «Добро пожаловать...».