Найти тему
"Хомо люденс"

Простушка против примы: реальная история, по которой сняли фильм «Зимняя вишня»

«Зимняя вишня» снята в 1986 г., но зрители до сих пор ее обожают и заводят споры вокруг героев и их отношений.

Скажу честно: я не люблю этот фильм. Он очень печальный и ты все время жалеешь героиню: вроде, такая умная – но такая глупая. Понимаешь, что смысла в показанных отношениях нет, – и в то же время понимаешь, что это всего лишь фильм… однако только ли фильм?

Оказывается, у героев были прототипы.

Так что, если вы, плача над сюжетом, приговариваете: мол, как все жизненно показано, – вы недалеки от истины.

Сценарист Владимир Валуцкий писал сценарий к этому фильму… про самого себя и свою возлюбленную.

Они познакомились в ялтинском кафе с игривым названием «Ариадна». Оба приехали на курорт для съемок кино, каждый – своего. В отличие от нее, он уже тогда был на слуху у зрителя: были сняты фильмы по его сценариям, например «Начальник Чукотки». Они гуляли по набережной Черного моря, что-то обсуждали, смеялись, просто радовались жизни.

Он был женат. Бесповоротно и безнадежно. И женат не абы на ком, а на женщине, так сказать, высшего сорта. Более того, это была прима кино. Алла Демидова. Удивлены? Это не полная тезка, это та самая Алла Демидова. Как говорится, «самее не бывает».

А встреченная в Ялте Валуцким женщина была самой простой, реальной. Она тоже была актрисой, но далекой от уровня Демидовой. Надежда Репина вряд ли вспомнится даже большому знатоку кино.

Вы можете знать ее разве что по фильму Эльдара Рязанова «Служебный роман». Не вспомнили? Неудивительно: там она мелькает всего лишь пару минут при обсуждении с секретаршей (Лией Ахеджаковой) «вон той, в жутких розочках». (Кстати, «та», о ком они говорили, была тоже жертва внесемейного романа.)

Надежда Репина довольствовалась редкими встречами. И когда на ее звонки он отвечал сухо, не обижалась, понимая, что рядом – жена. Не обижалась, даже если он при этом специально называл ее мужским именем – чтобы жена не догадалась о его, как говаривал Остап Бендер, «второй и главной жизни».

Демидова догадывалась и об этом, и о многом другом. Но терпела. Ее сильный, даже жесткий характер задавал направление: она четко знала, что ей нужно, и мирилась с «издержками».

Кстати, Надежда Репина тоже была несвободна. У нее был супруг, с которым они поженились на волне 1-й юношеской влюбленности. Муж имел профессию режиссера и породистые имя и фамилию: Андрей Разумовский.

Но после встречи с Валуцким она развелась.

Подтолкнул ли ее развод Валуцкого к развитию событий? Нет. Как и в самом начале, так и на протяжении 14 лет, пока они встречались, он говорил ей ласково, но однообразно: ты у меня – самая хорошая, завтра я обязательно поговорю с женой… мы с ней разведемся, а с тобой поженимся и у нас будет дочка.

Это со стороны кажется, что слова эти – самые банальные, произносимые любым слабым мужчиной, который в глубине души прекрасно знает, что не будет разводиться. Если же попал(а) в такую ситуацию сам(а) лично – ищешь глубокий подтекст, оправдываешь, ждешь, надеешься… порой до старости.

И не то чтобы простушка не потянула против примы… просто, видимо, все так сошлось: не только известность примы, но и сильный характер самой Демидовой, и слабый – Валуцкого… и жертвенность Репиной.

Коллаж с кадрами из фильмов "Зимняя вишня" и "Приключения Шерлока Холмсаи доктора Ватсона: Собака Баскервилей"
Коллаж с кадрами из фильмов "Зимняя вишня" и "Приключения Шерлока Холмсаи доктора Ватсона: Собака Баскервилей"

На волне отчаяния Надежда стала пытаться «раскрутить» Владимира на брак.

Как это делают многие женщины? Они встречаются с другими, чтобы заставить себя ревновать. А для актрисы, пусть и неизвестной, это не проблема: всегда найдется под рукой кто-то интересный, к кому ревновать, действительно, можно.

Как вам, допустим, Никита Михалков, после романа с которым сыну Надежды даже дали сыграть в кино малолетнего Илью Обломова? Вот и Валуцкий был вне себя.

Но, увы, его реакция была совсем не такой, на какую рассчитывала бедная Надежда: он ответил взаимностью… с другими женщинами.

Между прочим, второстепенные герои и героини «Зимней вишни» тоже были взяты из реальной жизни. Помните девочку, с которой от отчаяния закрутил персонаж, сыгранный Виталием Соломиным? Так вот эта девочка в реальной жизни тоже существовала. Она играла мелкие роли в Театре на Таганке. И как раз с ней у Валуцкого и была дочь, о которой он мечтал. Но и ради этой женщины он тоже не стал разрывать свой такой крепкий брак с Демидовой.

Кстати, главные роли в «Зимней вишне» по начальным замыслам должны были сыграть другие актеры:

  • вместо Елены Сафоновой – Наталья Андрейченко. Но как раз в это время она уехала жить за границу… и вовремя: согласитесь, что в ее исполнении роль бы получилась совсем иной. Что-то вроде ее санитарки из «Военно-полевого романа». У Сафоновой же сыграна как раз та жертвенность, которая побуждает зрителей жалеть героиню и плакать над фильмом. Стали бы вы плакать над рисунком роли Андрейченко? Вряд ли. Скорее, симпатии зрителя могли бы вообще быть на стороне жены, у которой эта особа уводит благоверного;
  • вместо Виталия Соломина – Сергей Шакуров. И он даже начал сниматься. Но, когда из съемок ушла Андрейченко, ушел и он. А Игорь Масленников переписал «выкройку» характера персонажа под Виталия Соломина, с которым они уже отлично сотрудничали в сериале о Шерлоке Холмсе (где, кстати, по иронии судьбы играла и Алла Демидова). И это тоже прекрасно: у Шакурова вышел бы сильный типаж и тогда зрителям было бы неясно, почему он не уходит от жены – неужели потому, что он циник? А при игре Соломина все понятно: герой настолько мягкотел, что всегда будет жить так, как у него уже заведено. Вместо смелого шага – скучная жизнь по течению, вместо вытаскивания любимой женщины из унизительного положения – отговорки, и даже вместо ревности – актрисы из Театра на Таганке...

Ну, а что с Надеждой Репиной? А ничего. Она написала книгу, в которой и раскрыла все эти секреты. И до сих пор хранит сценарий фильма, подаренный ей Валуцким с подписью: «Милой Вишне от автора».