На Рыбачьем небо плачет и поёт… 9

Часть 9.

20 августа. Воскресение.
Встали не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.

Часть 9. Дневник вело-путешествия от Мурманска до Печенги по Кольскому и Рыбачьему полуостровам. 10 – 27 августа 2023 года.

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.

Утром природа водрузила над палаткой разноцветную арку радуги, подчёркивая верность выбранного для губы названия - Моче. Губа Моче одно из самых красивейших мест, которые нам довелось посетить на Рыбачьем. В переводе с финского «моче» означает «красивый».

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.-2

В центре губы небольшая горка, вокруг которой луга поросшие сочной травой, щавелем и ягодой. По периметру поля выстроена стена из валунов. Река Моче, прорезая прибрежные скалы, по каньёну врывается в Мотовский залив. Говорят, что в районе озера Моче, из которого берёт начало река, есть пара старых самолётов. Я взял спиннинг и сделал несколько забросов в устье реки. Рыбы не поймал, но море забрало у меня одну из блёсен. Позже отлив обнажил ложе реки и вернул потерянную блесну, которая зацепилась за крупный камень. До середины дня мы насобирали несколько мешков щавеля, сходили к кресту на горе, исследовали каньён.

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.-3

Море подарило нам вкуснейший деликатес – мидии, которые мы набрали с обнажившихся во время отлива камней.

В три часа выдвинулись. Сегодня нам предстояло подняться на самую высокую точку Рыбачьего – гору Эйна высотой 299,5 метров. Дорога идёт прямо через вершину. Подъём на гору был долгий и утомительный. Девяносто девять процентов времени мы самокатили велосипеды вверх по склону и только один процент местами проезжали на них. Линия склона горы с юго-востока относительно пологая, состоящая из набора ступеней с крутыми откосами, по которым мы вдвоём закатывали по очереди велосипеды. Я толкал в руль, а Ирина велобаул. Дорога каменистая, замшелая. Поднявшись метров на пятьдесят вверх и километр в длину от стоянки, на круглом озерце в тундре Ирина заметила две белые точки. Сделала знаки руками. Я тихонько подошёл к ней и увидел необычайную красоту. Среди изумрудных моховых полей на синеве круглого пятнышка плавали два белых лебедя, гордо подняв свои длинные шеи. Они не совершали никаких резких движений и будто не боялись нас. Мы достали средства съёмки и стали фотографировать. Ирина подошла ближе.

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.-4

Лебеди, не спеша, раскрыли крылья, разбежались по воде как два больших самолёта и взлетели. Сделали круг над нами и ушли на северо-запад в глубь полуострова.

Далее был однообразный подъём. За три часа мы поднялись на гору Эйна.

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.-5

Вершина плоская, столообразная с установленным на ней триангуляционным, железобетонным знаком в виде невысокого обелиска. Рядом лежит старый, деревянный из бруса и кованных гвоздей. Весь день дул крепкий встречный ветер, шли дожди, перемежающиеся с солнцем. Мы, то намокали, то высыхали, то снова намокали. На вершине выглянуло солнце, и мы хорошо разглядели Мотовский залив и глубинные дали Рыбачьего. Пофотографировали, поснимали, пошли вниз на запад.

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.-6

В отличии от восточных каменистых, ступени западного склона оказались сырыми и топкими. Приходилось петлять как зайцы среди верховых болот в поисках удобных для проводки велосипедов мест.

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.-7

По пути насобирали морошки и через два часа после начала спуска вышли на берег губы Эйна, усыпанный гроздьями палаток.

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.-8

Рыбаки доброжелательны и слегка удивлены появлению здесь велосипедистов. 10 километров от губы Моче до губы Эйна мы преодолели за 5 часов.

После брода рек Малая и Большая Эйна началась идеальная грунтовая дорога. Гладкая, ровная. Мы уже забыли, что такое быстрая езда на велосипеде. Разогнались, миновали несколько становищ. На одном из них перекинулись парой слов с отдыхающими. Они спросили нас: Как же мы передвигаемся на велосипедах по гигантским лужам? Ведь на Рыбачьем все луж боятся. – По обстановке. Где-то идём прямо вброд, где-то проводим по берегу. И лужи, я считаю (c иронией), это счастье Рыбачьего, как и плохие дороги для России, где столько диких, красивых, труднодоступных мест, куда «ленивый» не поедет. Через час, преодолев ещё семь километров, увидели вдалеке стадо оленей, умчавшееся вверх по склону горы Мотка. В годы войны на горе был командно-наблюдательны пункт, который в книгах Константина Симонова назван «Орлиным гнездом», в советское время стоял зенитно-ракетный дивизион.

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.-9

Встали  не рано. Сегодня мы устроили полуднёвку.-10

Ночёвку мы организовали на высоком берегу Мотовского залива рядом с живописным каскадным водопадом, притулив палатку к кустам карликовой берёзы. На ужин приготовили пюре с грибами и вкуснейшие мидии. У Ирины снова появился аппетит. А то два дня назад мы оставили целы котёл тушёных грибов. От усталости не было сил съесть их.
Преодолели 17 километров. Набор 715 метров. Сброс 640 метров.