Найти в Дзене
Студия "Дыхание"

На Рыбачьем небо плачет и поёт… 10

Часть 10. Дневник вело-путешествия от Мурманска до Печенги по Кольскому и Рыбачьему полуостровам. 10 – 27 августа 2023 года.
21 августа. Понедельник.
Проснулись поздно – в 10 часов. Небо пасмурное, готовое вот - вот излить тонны дождя. Вопреки ожиданиям, пока собирались, ни капли не упало на землю. Лишь туманная морось висела в воздухе. По очереди с Ириной сбегали на водопад. Выкупались. Приготовили завтрак – разогрели ужин из грибов, сварили кофе и около половины второго выехали. Дорога кажется великолепной после тех «пампасов», которые мы преодолели, пересекая гору Эйна. Грунтовка сначала идёт вдоль берега у подножия горы Мотка. По третьему ручью уходит вглубь полуострова, плавно набирая высоту к озеру на перевале между высотой 206 метров и отрогом горы Мотка. Огибая водоём, мы нагнали Ниву, с хозяином которой общались вчера. Если бы не поляна морошки, которая «напала» на нас, мы бы точно обогнали машину на перевале. Множество валунов, торчащих из дороги, требуют от ав

Часть 10.

Дневник вело-путешествия от Мурманска до Печенги по Кольскому и Рыбачьему полуостровам. 10 – 27 августа 2023 года.

21 августа. Понедельник.
Проснулись поздно – в 10 часов. Небо пасмурное, готовое вот - вот излить тонны дождя. Вопреки ожиданиям, пока собирались, ни капли не упало на землю. Лишь туманная морось висела в воздухе.

-2

По очереди с Ириной сбегали на водопад. Выкупались. Приготовили завтрак – разогрели ужин из грибов, сварили кофе и около половины второго выехали.

-3

Дорога кажется великолепной после тех «пампасов», которые мы преодолели, пересекая гору Эйна. Грунтовка сначала идёт вдоль берега у подножия горы Мотка. По третьему ручью уходит вглубь полуострова, плавно набирая высоту к озеру на перевале между высотой 206 метров и отрогом горы Мотка. Огибая водоём, мы нагнали Ниву, с хозяином которой общались вчера. Если бы не поляна морошки, которая «напала» на нас, мы бы точно обогнали машину на перевале. Множество валунов, торчащих из дороги, требуют от автомобиля аккуратной езды.

От озера начинается ровный спуск к ручью Ростой. Следуя по долине речушки, дорога выскакивает на берег губы Мотка у подножия горы Рокопахта – красивая столообразная гора, как на Путоранах. Всё это время нас либо поливал дождик, либо окутывала морось и время от времени сквозь облака и тучи прорывалось солнце, освещая зелёные холмы, округлые горы и серое море. В долине ручья на дороге стали встречаться протяжённые лужи. Одна за другой. В основном все лужи пересекаются напрямую, не сходя с дороги. Но была пара луж, где пришлось идти в обход, продираться через кусты карликовой берёзы. С велосипедом перемещаться по густым, цепким зарослям надо очень аккуратно, чтобы не повредить трансмиссию, цепь, тросик с гидравликой…

-4

От горы Рокопахта открывается красивая панорама на чёткие контуры бухты Озерко со множеством крупных камней, обнажившихся во время отлива. Нива уехала. Мы её так и не догнали.

Двигаясь вдоль берега, выскочили к турбазе на реке Морозова.

-5

Это классическое многодомие из группы маленьких, красных скандинавских построек с двускатными крышами. Мы подъехали туда к четырём часам и намеревались там пообедать. Но готовили здесь по расписанию только утром и вечером. Горячих обедов не было. У базы встретили навороченный квадроцикл, который отправившись в путь, оглушил из мощной звуковой системы окрестности популярной музыкой. Через минут пять после отъезда квадрика, мы не спеша поехали дальше, подыскивая уютное место для обеда. Укрывшись от ветра в небольшом распадке на берегу Озерка, перекусили. После обеда проехали мимо базового лагеря скаутов, которых встретили у мыса Кекурского. Они закончили маршрут и отмывались в походной бане на берегу бухты. Миновав молодёжный лагерь, на дороге встретили путника. Он оказался руководителем и вдохновителем скаутов из Петрозаводска. По его словам, в это время ещё одна группа ребят совершает поход по полуострову Средний. Скаутское движение – разновидность неформальной педагогики (в отличии от школьной).

-6

В районе посёлка Большое озерко у старой пристани пообщались с парой из Мончегорска, которая регулярно приезжает на Рыбачий. В шесть вечера закончилась наша Рыбачьинская кругосветка: мы выехали на перешеек между Рыбачьим и Средним.

На полуострове Средний есть уникальное место – «Литературная землянка» на ручье Корабельном. В годы Великой Отечественной войны там находилась редакция газеты «Североморец». В землянке поэт Константин Симонов делал наброски поэмы «Сын артиллериста», а Николай Букин написал стихотворение к песне «Прощайте, скалистые горы».

-7

-8

Подъезжая к землянке, мы встретили лисёнка, который долгое время сопровождал нас в пути. По широкой, ровной дороге быстро обогнули Средний с восточной стороны. Не далеко от перешейка, связывающего Средний с материком, на обсушке лежит остов старого корабля. Печальная и торжественная картина.

-9

Его старые шпангоуты как рёбра древнего мастодонта направлены в небо над Кутовой губой.

Дальше наш путь лежал в музей у подножия хребта Муста-Тунтури. Договорившись с Юрием Александровичем об экскурсии на утро следующего дня, отправились на берег озера Яухоноканъярви. Палатку поставили в березняке.

-10

Напротив через озеро возвышается чёрная стена Муста-Тунтури, а рядом с нами стоит вторая группа скаутов, заканчивающая поход второй категории сложности по полуостровам.

Преодолели 42 километра. Набор 1030 метров. Сброс 1090 метров.