Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Может ли исполнительный орган отказать в принятии декларации о воздействии на окружающую среду после её рассмотрения?

Может ли исполнительный орган отказать в принятии декларации о воздействии на окружающую среду после её рассмотрения?

Отвечает ведущий юрист Центра Дорофеева Ксения:

В соответствии с п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФФ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
При этом согласно п. 2 указанной статьи Федерального закона декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 указанной статьи Федерального закона одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
При этом одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС) и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно ч. 1.2 указанной статьи Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- за юридическими лицами, эксплуатирующими объекты НВОС II категории, закреплена обязанность по представлению декларации о воздействии на окружающую среду не позднее истечения срока действия разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду или документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- разрешение на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение прекращают свое действие со дня представления декларации о воздействии на окружающую среду.
Также следует отметить, что единственными нормативным правовыми актами, определяющими порядок представления декларации о воздействии на окружающую среду, являются Федеральный закон № 219-ФЗ (ст. 11) и ФЗ «Об охране окружающей среды») (ст. 31.2).
Необходимо отметить, что действующим законодательством не определен порядок рассмотрения, в т.ч. сроки рассмотрения, декларации о воздействии на окружающую среду и приложенных к ней сведений (за исключением случаев представления в составе декларации сведений, отнесенных к сведениям, составляющим государственную и коммерческую тайну).
При этом декларация о воздействии на окружающую среду подается в уведомительном порядке, в связи с чем проверка указанных в декларации сведений возможна в рамках проведения плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (государственного экологического надзора).
Данные выводы подтверждаются Письмом Минприроды России от 30 ноября 2018 г. № 12-50/09939-ОГ «Об изменениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды».
На основании изложенного, отчётность в соответствии с информацией, указанной в декларации о воздействии на окружающую среду, целесообразно вести с момента предоставления хозяйствующим субъектом указанной декларации в уполномоченный орган исполнительной власти.

Также необходимо отметить, что действующим законодательством не закреплена возможность рассмотрения декларации о воздействии на окружающую среду органом исполнительной власти при ее представлении с последующим отказом в принятии такой декларации.
Данный вывод подтверждается:
- Письмом Минприроды России от 30 ноября 2018 г. № 12-50/09939-ОГ «Об изменениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды»;
- Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июля 2022 г. по делу № А74-628/2022.