Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.
Это лимитированные карты «Тройка» с кадром из «Человека с киноаппаратом», которые выглядят как плохо пропечатанный календарик.
Впрочем, и оригинальные синенькие «Тройки» отличаются особенной пиксельностью — так что тут впору говорить о «стиле». Кадр из культового фильма Дзиги Вертова выбран, по мнению сотрудников Госфильмофонда, не просто так, это метафора: киноаппарат и два трамвая символизируют трех лошадок с логотипа «Тройки», который, к слову, является интеллектуальной собственностью московского метрополитена. Имя дизайнера не разглашается, да и был ли дизайнер…
С тем же успехом этот кадр можно было сравнить с картиной «Тройка» Василия Перова. Человек между двух трамваев — так себе образ тройки-троицы, все составляющие которой обычно равнозначны. Когда человек находится в пейзаже, его же с деревом или с домом не сравнивают, не так ли?
Когда-то такую безделицу можно было напечатать самому за 200 рублей, еще и приляпать к ней собственную фотографию.
Хотя если посмотреть на «дизайны» транспортных карт «Тройка» разных лет, приуроченные к странным датам вроде 111-летней годовщины вуза или посвященные первокурсникам 2013-го, то это не сильно далеко ушло от самодеятельности. А фотореалистичный тигр — это и вовсе иллюзия продукции бесплатной нейросети.
Отдельного внимания заслуживает карта «Тройка», выпущенная к открытию новой сцены театра Олега Табакова. На лицевой стороне изображены бабочка и гусеница с надписью «Метаморфозы артиста», непрозрачно намекая на актерское искусство перевоплощения. Все-таки любят в Дептрансе метафоры!
Еще была розовая серия «Троек» с «Барби», посвященная женщинам-машинистам. Сексизм наши чиновники любит еще больше метафор.
На этом фоне совершенно иначе выглядят карты «СберТройки» — билетной системы на базе карты «Тройка» для российских регионов. Этот дизайн (уже без кавычек) вызывает эмоции с помощью иллюстраций и каких-то локальных эстетических элементов, связанных то с Иркутском, то с Орлом, то с Костромой.
О подходах к оформлению этих карт компания делала доклад на Московском урбанистическом форуме 2021, и к этом событию выпустила серию проездных, вдохновленных небоскребами Москва-Сити.
Возвращаясь к московским «Тройкам», какими бы ни были эти рабочие лошадки внешне, они привлекают коллекционеров, готовых покупать ограниченные тиражи за тысячи рублей. Например, за карту с репродукцией замечательной картины «Строители Братска» Виктора Попкова из собрания Третьяковки, которая тогда как сувенир стоила условные 50 или 100 рублей, на специализированном форуме просили 5000 рублей. И это далеко не предел.
Другие карты с репродукциями произведений искусства из коллекции Третьяковской галереи:
Еще немного сувенирных карт разных лет:
Как бы то ни было, летом этого года глава Дептранса пообещал всем новый дизайн «Тройки». Но с тех пор ребрендинга не видать, по-прежнему выходят тематические карты. Из недавнего — две юбилейные «Тройки» с фирменными буквами и чайкой МХТ им. А. П. Чехова, такие похожие, что даже сливаются в одно целое: первая к 80-летию Школы-студии МХАТ, вторая к 125-летию театра МХТ.
Если вам нравится читать про дизайн, поддержите публикацию своими сердечками 💕