Содержание:
- Кто снимал «Годовщину революции»?
- Как Дзига Вертов делал этот фильм?
- О чем фильм и как его смотреть сегодня?
- Почему мировая премьера «Годовщины революции» прошла в Амстердаме, а не в России?
- Полезные ссылки
К 7 ноября 2018 года убежденные троцкисты всего мира получили отличный подарок: дебют великого советского документалиста Дзиги Вертова с настоящим Львом Троцким в кадре. Фильм многие годы считался утраченным. В 2017 киновед Светлана Ишевская обнаружила полный текст титров, а киновед Николай Изволов восстановил картину по найденным фрагментам хроники.
UPD: сейчас этот фильм 1918 года на большом экране можно увидеть только приуроченным к датам вроде 7 ноября по цене от 400 руб. в Москве и от 300 руб. в Петербурге. Что бы об этом сказал Дзига Вертов?
Кто снимал «Годовщину революции»?
«Годовщина революции» - это монтажное кино: все опытные кинематографисты уехали из Петрограда на юг и из-за военных действий не могли вернуться в столицу, поэтому оставшийся в городе 22-летний Вертов в срочном порядке монтировал фильм из фрагментов, снятых операторами Кинокомитета.
Летом кинорежиссеры уезжали на юг в Крым или Одессу, но вернуться они уже не смогли, это было опасно. С фонарем Диогена искали режиссеров! В октябре 1918 года Лев Кулешов сделал свой первый фильм «Проект инженера Прайта», в октябре 1918 свой первый фильм сделал и Дзига Вертов.
Николай Изволов
Фильм снимали операторы Скобелевского комитета – благотворительной организации «для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам». В 1914 при комитете появился Военно-кинематографический отдел (например, здесь был снят анимационный фильм Владислава Старевича «Лилия Бельгии», 1915). Операторы комитета выезжали на улицы снимать текущие события: разгон Учредительного собрания, демонстрации, волнения, депутатов, военные действия (штурм Казани). После переноса столицы в Москву, производство кино тоже переместилось.
Николай Изволов называет некоторые имена операторов: Новицкий, Дорн, Ермолов, Тиссе и другие:
Это все можно восстановить, если понадобится, но пока что такого запроса не поступало, поэтому их имена мы не стали называть.
Как Дзига Вертов делал этот фильм?
Рассказывает Николай Изволов:
Были только позитивы. Контратипировали, то есть печатали с пленки на пленку. Качество отвратительное, зерно размером с горошину, царапины отпечатаны намертво, пленка дрожит. В этом виде юноша должен был сделать 50 экземпляров для всей страны - это был государственный заказ. 3000 метров, фильм-гигант! Мальчишка не имеет опыта монтажа, негатива нет, нужно вырезать с позитива, делать контратипы и все клеить, по отдельности.
Вертов описывал это как сеанс одновременной игры в шахматы: стояло 50 столов, там сидело 50 девушек-монтажниц, и он, как гроссмейстер, ходил между столами и передавал куски пленки, и они приклеивали их и делали одновременно 50 копий. Вот так делался фильм, а потом распространялся по стране и показывался.
О чем фильм и как его смотреть сегодня?
В кадре - Ленин, Троцкий, Чапаев, Луначарский, Коллонтай, Бонч-Бруевич. Февральская революция, улицы Петрограда, марш на Миллионной улице, разгон Учредительного собрания, снова митинги, толпы людей, штурм Казани, депутаты в Смольном, Ленин в Кремле. Надписи о «заре свободы», юнкера строят баррикады, бедные женщины и дети, нищая страна и лоснящиеся лица помещиков-депутатов Учредительного собрания.
Исторические деятели не снимались по разнарядке. Ленин, например, не любил сниматься, а Троцкий обожал.
Николай Изволов
Смотреть 2 часа хроники сложно? Это стереотип. Хронику смотреть интересно, тем более такую, редкую, забытую, скрытую. Совсем другое дело – невыносимое музыкальное сопровождение: кому-то оно показалось гениальным, но не мне.
Пианист (которого зачем-то представили лауреатом международных конкурсов и знатным импровизатором) дубасил по клавишам, повторял одни и те же мелодии, не проявляя никакой чуткости и внимания к событиям на экране: как будто аккомпанемент здесь не он, а революция.
А вот что рассказывает Изволов про озвучку в других местах:
В Голландии пел русский хор, играл оркестр. Они играли 5 минут, потом на 5 минут уходили в тишину. Еще были диджей в Испании, человек-оркестр во Франции, был где-то музыкант из Румынии в цыганской рубашке, который играл весь фильм мелодию «Цыпленок жареный».
Кроме звукового несоответствия в восстановленной «Годовщине революции» есть еще несоответствие визуальное: шрифты из Ворда, который установлен на любом компьютере, рядом с изысканными шрифтами тех лет, мягко говоря, выбиваются. Изволов говорит, что пытался не навредить, но получилось как раз наоборот.
Изначально у меня была мысль взять программу типа Font Maker и восстановить шрифт (тот, который был тогда), точно так же его подпортить, поцарапать, заставить дрожать, чтобы его нельзя было отличить от настоящего. Но это уже будет подделка.
Если я врач и должен пришить оторванную руку, то мне совершенно не важно, была она волосатая или не волосатая, - ее просто нужно пришить. Поэтому параметры эстетические работают только тогда, когда вы занимаетесь исследовательской работой.
Николай Изволов
Почему мировая премьера «Годовщины революции» прошла в Амстердаме, а не в России?
Какие фестивали были в ноябре 2018 года? Таким фестивалем оказался Международный фестиваль документального кино в Амстердаме (IDFA). Это один из самых крупных фестивалей документального кино в мире, к нему приковано внимание прессы. Если этот фильм нужно грамотно запустить в плавание, то лучшего места, чем фестиваль в Амстердаме, не придумать. А где еще показывать? Местные фестивали не интересуются. Еще один фильм Дзиги Вертова? Да у нас и так их полно.
Они в меня вцепились, они сделали пиар, написали всем журналистам, подгребли всю прессу, набили полный зал 1500 человек, сделали сенсацию. А показать его в каком-нибудь, условно говоря, Норильске, в киноклубе школы № 3, - это было бы совсем не так.
Николай Изволов
Все это напоминает концепцию print on demand, печать по требованию: нет официального запроса – нет и фильма, нет запроса на дополнительные исследования (например, про операторов, которые снимали хронику) – не будет и их. Между тем события и обстоятельства революции до сих пор вызывают живую реакцию, сомнения и дискуссии, поэтому странно слышать сегодня, что фильм «Годовщина революции» никому не нужен, что это интересно только критикам в Амстердаме.
Российская премьера фильма прошла на ММКФ, в одном из малых залов кинотеатра «Октябрь» (вместимость 160 мест). В Петербурге фильм показали в Большом зале Дома кино (431 место).
Полезные ссылки
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡