Найти тему
Киноа: кино + архитектура

«Годовщина революции» Дзиги Вертова через 100 лет забвения снова на экране

Оглавление
Кадр из фильма «Годовщина революции»
Кадр из фильма «Годовщина революции»

Содержание:

  • Кто снимал «Годовщину революции»?
  • Как Дзига Вертов делал этот фильм?
  • О чем фильм и как его смотреть сегодня?
  • Почему мировая премьера «Годовщины революции» прошла в Амстердаме, а не в России?
  • Полезные ссылки

К 7 ноября 2018 года убежденные троцкисты всего мира получили отличный подарок: дебют великого советского документалиста Дзиги Вертова с настоящим Львом Троцким в кадре. Фильм многие годы считался утраченным. В 2017 киновед Светлана Ишевская обнаружила полный текст титров, а киновед Николай Изволов восстановил картину по найденным фрагментам хроники.

UPD: сейчас этот фильм 1918 года на большом экране можно увидеть только приуроченным к датам вроде 7 ноября по цене от 400 руб. в Москве и от 300 руб. в Петербурге. Что бы об этом сказал Дзига Вертов?

Кто снимал «Годовщину революции»?

«Годовщина революции» - это монтажное кино: все опытные кинематографисты уехали из Петрограда на юг и из-за военных действий не могли вернуться в столицу, поэтому оставшийся в городе 22-летний Вертов в срочном порядке монтировал фильм из фрагментов, снятых операторами Кинокомитета.

Летом кинорежиссеры уезжали на юг в Крым или Одессу, но вернуться они уже не смогли, это было опасно. С фонарем Диогена искали режиссеров! В октябре 1918 года Лев Кулешов сделал свой первый фильм «Проект инженера Прайта», в октябре 1918 свой первый фильм сделал и Дзига Вертов.
Николай Изволов

Кадр из фильма «Годовщина революции»
Кадр из фильма «Годовщина революции»

Фильм снимали операторы Скобелевского комитета – благотворительной организации «для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам». В 1914 при комитете появился Военно-кинематографический отдел (например, здесь был снят анимационный фильм Владислава Старевича «Лилия Бельгии», 1915). Операторы комитета выезжали на улицы снимать текущие события: разгон Учредительного собрания, демонстрации, волнения, депутатов, военные действия (штурм Казани). После переноса столицы в Москву, производство кино тоже переместилось.

Николай Изволов называет некоторые имена операторов: Новицкий, Дорн, Ермолов, Тиссе и другие:

Это все можно восстановить, если понадобится, но пока что такого запроса не поступало, поэтому их имена мы не стали называть.

Как Дзига Вертов делал этот фильм?

Дзига Вертов
Дзига Вертов
Рассказывает Николай Изволов:
Были только позитивы. Контратипировали, то есть печатали с пленки на пленку. Качество отвратительное, зерно размером с горошину, царапины отпечатаны намертво, пленка дрожит. В этом виде юноша должен был сделать 50 экземпляров для всей страны - это был государственный заказ. 3000 метров, фильм-гигант! Мальчишка не имеет опыта монтажа, негатива нет, нужно вырезать с позитива, делать контратипы и все клеить, по отдельности.
Вертов описывал это как сеанс одновременной игры в шахматы: стояло 50 столов, там сидело 50 девушек-монтажниц, и он, как гроссмейстер, ходил между столами и передавал куски пленки, и они приклеивали их и делали одновременно 50 копий. Вот так делался фильм, а потом распространялся по стране и показывался.

О чем фильм и как его смотреть сегодня?

В кадре - Ленин, Троцкий, Чапаев, Луначарский, Коллонтай, Бонч-Бруевич. Февральская революция, улицы Петрограда, марш на Миллионной улице, разгон Учредительного собрания, снова митинги, толпы людей, штурм Казани, депутаты в Смольном, Ленин в Кремле. Надписи о «заре свободы», юнкера строят баррикады, бедные женщины и дети, нищая страна и лоснящиеся лица помещиков-депутатов Учредительного собрания.

Исторические деятели не снимались по разнарядке. Ленин, например, не любил сниматься, а Троцкий обожал.
Николай Изволов

Кадр из фильма «Годовщина революции»
Кадр из фильма «Годовщина революции»

Смотреть 2 часа хроники сложно? Это стереотип. Хронику смотреть интересно, тем более такую, редкую, забытую, скрытую. Совсем другое дело – невыносимое музыкальное сопровождение: кому-то оно показалось гениальным, но не мне.

Пианист (которого зачем-то представили лауреатом международных конкурсов и знатным импровизатором) дубасил по клавишам, повторял одни и те же мелодии, не проявляя никакой чуткости и внимания к событиям на экране: как будто аккомпанемент здесь не он, а революция.

А вот что рассказывает Изволов про озвучку в других местах:

В Голландии пел русский хор, играл оркестр. Они играли 5 минут, потом на 5 минут уходили в тишину. Еще были диджей в Испании, человек-оркестр во Франции, был где-то музыкант из Румынии в цыганской рубашке, который играл весь фильм мелодию «Цыпленок жареный».

Кроме звукового несоответствия в восстановленной «Годовщине революции» есть еще несоответствие визуальное: шрифты из Ворда, который установлен на любом компьютере, рядом с изысканными шрифтами тех лет, мягко говоря, выбиваются. Изволов говорит, что пытался не навредить, но получилось как раз наоборот.

Изначально у меня была мысль взять программу типа Font Maker и восстановить шрифт (тот, который был тогда), точно так же его подпортить, поцарапать, заставить дрожать, чтобы его нельзя было отличить от настоящего. Но это уже будет подделка.
Если я врач и должен пришить оторванную руку, то мне совершенно не важно, была она волосатая или не волосатая, - ее просто нужно пришить. Поэтому параметры эстетические работают только тогда, когда вы занимаетесь исследовательской работой.
Николай Изволов

Почему мировая премьера «Годовщины революции» прошла в Амстердаме, а не в России?

Какие фестивали были в ноябре 2018 года? Таким фестивалем оказался Международный фестиваль документального кино в Амстердаме (IDFA). Это один из самых крупных фестивалей документального кино в мире, к нему приковано внимание прессы. Если этот фильм нужно грамотно запустить в плавание, то лучшего места, чем фестиваль в Амстердаме, не придумать. А где еще показывать? Местные фестивали не интересуются. Еще один фильм Дзиги Вертова? Да у нас и так их полно.
Они в меня вцепились, они сделали пиар, написали всем журналистам, подгребли всю прессу, набили полный зал 1500 человек, сделали сенсацию. А показать его в каком-нибудь, условно говоря, Норильске, в киноклубе школы № 3, - это было бы совсем не так.
Николай Изволов

Все это напоминает концепцию print on demand, печать по требованию: нет официального запроса – нет и фильма, нет запроса на дополнительные исследования (например, про операторов, которые снимали хронику) – не будет и их. Между тем события и обстоятельства революции до сих пор вызывают живую реакцию, сомнения и дискуссии, поэтому странно слышать сегодня, что фильм «Годовщина революции» никому не нужен, что это интересно только критикам в Амстердаме.

Российская премьера фильма прошла на ММКФ, в одном из малых залов кинотеатра «Октябрь» (вместимость 160 мест). В Петербурге фильм показали в Большом зале Дома кино (431 место).

Полезные ссылки

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡