У меня было полчаса, что рассмотреть парадную лестницу особняка Зубова. На первом марше чудесные мраморные скульптуры, но взгляд постоянно устремлялся в конец лестницы, к окнам, туда, где воздух и простор.
За окном оказалось каре, изрядно перестроенное и с частными квартирами. Между лестничными маршами большая и изящная люстра в флорентийском стиле, украшенная головами львов и дубовыми листьями.
Граф Валентин Платонович Зубов представитель старейшего дворянского рода, правнук Николая Зубова, который был родным братом фаворита Екатерины II, Платона Зубова, и праправнук А.В. Суворова.
В.П. Зубов родился в Петербурге, закончил гимназию с золотой медалью, вольнослушателем изучал историю искусств в Германии. Приехав в Италию, сделал для себя открытие, что искусством можно заниматься профессионально. Достаточно вспомнить «Горе от ума» Грибоедова, написанное им в свободное от работы время и только А.С. Пушкин старался жить с доходов от своих сочинений.
Идея создать Институт истории искусств появилась у молодого графа за границей. Для этой цели он начал покупать и отправлять в свой петербургский дом книги по изобразительному искусству.
В начале 20 века Институт на манер флорентийской академии был открыт в собственном особняке Зубова на Исаакиевской площади.
Дом здесь появился в конце 18 века на месте деревянных домов Адмиралтейства. Сменил несколько хозяев, отец Валентина Платоновича приобрел дом у министра внутренних дел А.А. Закревского. Со временем особняк перешел ему по наследству. Зубов сделал некоторые переделки, так на месте Рыцарского зала появилась библиотека с фондом в 6 тыс. экземпляров.
В библиотеке сохранились шкафы, заказанные графом, дубовый потолок и двери. В шкафах книги, которые покупал В.П. Зубов на собственные средства, среди них экземпляр сочинения, изданного при жизни Джордано Бруно.
В библиотеку можно записаться в понедельник и среду, и наслаждаясь видом западного фасада Исаакия листать редчайшие фолианты.
В Институт принимали всех желающих на безвозмездной основе, именитые ученые читали слушателям лекции. Сначала это была небольшая группа девушек, в дальнейшем появились молодые люди.
Через год В.П. Зубов защитил в Берлине докторскую диссертацию, посвящённую К.И. Росси, и вернулся домой доктором философии.
Когда-то Белый зал вмещал до 400 человек, гости слушали музыку, кружились в вальсе, восторгались или критиковали театральные постановки.
В каждом помещении особняка камин, в Белом зале он не сохранился. Помещение претерпело изменения, сейчас его можно увидеть в уменьшенном виде, с непонятной лестницей в конце. Наша сопровождающая села за рояль, - пространство наполнила музыка Вивальди, в окно заглянуло бледное солнце.
Далее мы перешли в Красную гостиную, с камином из красного дерева и стульями из бывшего Рыцарского зала. Здесь тоже все подчинено единому ритму и стилю, кроме столов с оргтехникой у окон. Лепнина отреставрирована, но потеряла первозданную четкость и филигранность, контуры заметно размыты.
В Зеленом зале – гордость особняка Зубова, сохранился малахитовый камин в виде театральной сцены. Малахит на стенах заменен обоями и от малахитовых подоконников остались одни воспоминания.
В Синей гостиной на камине видна вставка из лазурита и потолок, которого не касались руки реставраторов. Краски за столетие поблекли, но не утратили свою изысканность. Периметр потолка окружают девочки-ангелочки, каждая фигурка индивидуальна. В арочных окнах стекла, выдержавшие попадание бомбы в Исаакиевский собор, пыльные, потрескавшиеся, но не побежденные.
За год до революции Институт истории искусств получил статус высшего учебного заведения и его директором стал хозяин особняка.
Предчувствие перемен витало в воздухе, аристократия Петербурга начала покидать страну, надеясь вернуться через полгода-год. Зубов понимал, что это надолго и поехали его помощники по близлежащим деревням и селам записывать на фонограф народные предания, песни, обычаи.
Когда на улицах появились революционные матросы и солдаты Валентин Платонович проявил чудеса изобретательности. В первую очередь граф заменил вывеску на фасаде дома: «Государственный институт истории искусств»; прислуга стала штатными сотрудниками вуза, часть мебели была спрятана на третьем этаже, на остальной появились инвентарные номера.
Видя на вывески слово «государственный», уполномоченные заходили в особняк с осторожностью, паркет не портили, статуи не разбивали, интерьеры не крушили, но проверить считали своим долгом.
Спрятанные гарнитуры продавалась на дрова, вырученные деньги шли на еду, всех приходящих угощали супом.
Несмотря на дружеские отношения с наркомом просвещения Луначарским, Зубов дважды побывал в тюрьме, сначала в Петрограде, позднее на Лубянке в Москве.
Особняк и Институт были переданы новой власти, но медлить было нельзя, и Зубов покинул Россию навсегда. Институт, созданный графом, не без потерь, но выжил.
Валентин Платонович ушел из жизни в возрасте 84 лет в Париже, но мысленно он оставался всегда со своим детищем, в 67-м он писал:
«О положении Института в данное время я осведомлен отрывочно. Знаю, что его музыкальное и театральное отделения живы и находятся в том же доме; что словесное давным-давно скончалось; изобразительного в Петербурге больше нет, библиотека и научный аппарат находятся на месте, а на лестнице, где прежде стоял бронзовый Меркурий, копия с Джованни Болонья, сейчас стоит золоченый гипсовый Ленин».
Во Франции Зубов написал воспоминания «Страдные годы», от первого лица можно прочитать о Гатчинском дворце, первым директором которого он был, о создании Института и многом другом в период с 17-го года до эмиграции. Случайно нашла его книгу «Павел I», написана прекрасным русским языком, рекомендую, если кому-то интересна личность императора.
Спасибо, что прочитали!