Если вы хотите посмеяться над историей искусства, то лучше голландского Золотого века ничего не найти. Вот пять моих любимых шуточных работ
Если порыться в архивах истории искусства в поисках скрытых гэгов, визуальных каламбуров и абсурдных персонажей, станет ясно — никто не делает этого так хорошо, как голландцы. Только в XVII веке в Нидерландах было написано 25 сборников шуток, а в книге по этикету 1677 года под названием Hoofsche Welleventheid юмор подчеркивался как основной способ завоевать уважение окружающих. Поэтому неудивительно, что "золотой век" голландского искусства полон непристойных комедий, разыгранных в пространстве холста.
Развитие растущего среднего класса с доходом, который можно было потратить на произведения искусства, также привело к изменению тематики работ. Библейские сцены, бывшие на пике популярности, стали уступать место домашним интерьерам, натюрмортам и массовым сценам . А как доказали современные интернет-мемы, нет ничего популярнее смешной картинки, поэтому комические сцены также пользовались большим спросом. Вот пять голландских произведений искусства с неявными шутками, которые обязательно вызовут улыбку на вашем лице.
Ян Стен. Дама за туалетом. 1663 г.
Картина является выдающимся примером искусства Яна Стена во всех отношениях. Продуманная трактовка сюжета обнаруживает обилие отсылок, которые были бы легко узнаваемы современниками, что свидетельствует о грамотном использовании художником символизма.
Поговорим о "туалетном юморе". Картина Яна Стена "Дама за туалетом", которая сейчас находится в Королевской коллекции Великобритании, является классическим примером скрытой игры слов. На картине мы наблюдаем, как женщина надевает чулки ("kous") у стоящего рядом горшка ("piespot"). Сочетание этих двух слов показывает, что она - проститутка ("pieskous"). Стен также добавил каламбурную подпись, подписав свою фамилию — голландское слово, означающее "камень" — на левой каменной колонне.
Молодая женщина изображена частично раздетой, в расстегнутом жакете, надевающей чулок. На ее незастеленной постели, возле которой стоит горшок, лежит собака, а на полу разбросаны туфли. Фигура манящая и смотрит прямо на зрителя с приглашающим выражением лица. Соблазн — это ее намерение. Однако зрителя не пускают в саму комнату, которая находится за внушительным арочным дверным проемом, пронизанным классическими чертами. Две колонны с коринфскими капителями покоятся на базах, украшенных картушами, а сама арка украшена свитками и плачущим херувимом. Между интерьером и экстерьером существует заметный и намеренный контраст, настолько, что картина явно должна восприниматься как аллегорическая.
Арочный дверной проем — это порог, который ни один здравомыслящий человек не должен переступать, каким бы сильным ни было искушение. Арка олицетворяет нравственную чистоту, подчеркнутую символикой подсолнуха (постоянство), виноградной лозы (домашняя добродетель) и плачущего херувима (наказание за порочную любовь). Попав в комнату, зритель сталкивается с множеством предметов vanitas: лютня с порванной струной, череп, переплетенный виноградной лозой, свеча с потухшим пламенем, шкатулка для драгоценностей с распахнутой крышкой. Все они символизируют преходящие последствия ненаправленного чувственного удовольствия. Даже акт натягивания чулка имел четкое послание, которое можно найти в эмблематической книге Ромера Вишера "Sinnepoppen": импульсивное поведение, такое как слишком быстрое натягивание чулка, может привести к его прорехе, так же как поддавание чувственности может привести к гибели.
Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665 гг.
Эта сцена, также известная как "Женщина, сидящая у вирджинала" или "Дама у вирджинала с джентльменом", кажется невинной: двое молодых влюбленных обмениваются жеманными взглядами через зеркало над фортепиано. Однако в большой виолончели, лежащей на спине в центре пола, Вермеер углядел огромный фаллический символ, который невозможно развидеть, как только вы его заметили.
В этой работе Вермеер оставил нам подсказку: мы можем смутно различить очертания его мольберта и, возможно, ящик художника в зеркале. Таким образом, подразумеваемое присутствие Вермеера придает картине характер, отличный от тех, в которых фигуры как бы существуют в своем личном мире. Оно делает сцену несколько холоднее и расчетливее. Но в то же время она заставляет нас осознать интеллект, который был вложен в ее создание. Какой бы продуманной ни была композиция этой картины, она не удалась бы без чуткого обращения Вермеера со светом и цветом. Свет заливает стену возле окон, но по мере удаления от них плавно теряет свою силу. Тени предметов, таких как зеркало, модулируются, поскольку свет исходит из разных источников. Цвета также тонко регулируются в зависимости от характера падающего на них света. Буквы надписи на крышке клавецина слева от девушки охристые, а справа — синие. Точно так же ведущие в заднем окне написаны охрой, а в соседнем окне, на фоне которого видно небо, — синим.
Виллем Клас. Натюрморт с тарелкой Ван Ли. 1649 г.
Картины "ванитас" скорее не смешные, а мрачные. Стол, уставленный роскошыми кубками и остатками пиршества, предлагает зрителю визуалилизровать кулинарное удовольствие. Но при ближайшем рассмотрении можно обнаружить напоминания о быстротечности наших дней. Клас сделал себе имя как художник, добиваясь разнообразных живописных эффектов, таких как иллюзия полированного серебра, сверкающих устриц и отражающего стекла, работая при этом почти исключительно в оттенках серого.
В таких сценах, как "Натюрморт с тарелкой Ван Ли", присутствуют символы богатства — дорогая китайская тарелка и серебряный кубок, но эти предметы наполнены объедками и кажутся бессистемно разбросанными. Полотно, хранящееся сейчас в Кельне, призвано напомнить зрителям, что, несмотря на то, сколько всего у них есть, все мы рано или поздно умрем, и это не получится забрать с собой.
Питер Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. 1559 г.
В этой оживленной деревенской сцене Брейгель блестяще собрал олицетворения более 126 нидерландских пословиц в своеобразный голландский ребус Золотого века. Среди них: человек, "кусающий столб" (символизирующий религиозного лицемера), крыша, "покрытая черепицей" (означающая демонстрацию необычайного богатства), и человек, высунувшийся из окна, "чтобы нагадить на мир" (означающий презрение ко всему). Некоторые из пословиц до сих пор широко распространены и используются в настоящее время, например: "Плыть против течения", "Биться головой о кирпичную стену", "Вооружен до зубов". Многие другие пословицы и идиомы вышли из употребления, что затрудняет понимание каждой из историй, изображенных на этой картине. Картина была настолько популярна в свое время, что сын Брейгеля, Питер Младший, сделал по меньшей мере 16 копий произведения. Не все версии картины, написанные отцом или сыном, содержат одни и те же пословицы, а также отличаются другими незначительными деталями.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1480-1505 гг.
В качестве последнего примера голландской комедии мы обратились к Иерониму Босху, возможно, первому в мире сюрреалисту. Его "Сад земных наслаждений" похож на "Где Уолли?" с абсурдными персонажами, включая синего человека-птицу, запечатленного на полпути к поеданию голого мужчины, человека с телом в виде разбитого яйца и развратную свинью, одетую как монахиня. Поэтому мы можем предположить, что причудливый лексикон Босха о человеческих конгрессах должен был иметь какую-то привлекательность или значение для современной аудитории.
Писать о триптихе Иеронима Босха, известном современникам как "Сад земных наслаждений", - значит пытаться описать неописуемое и расшифровать нерасшифровываемое - упражнение в безумии. Тем не менее, есть несколько моментов, которые можно с уверенностью утверждать, прежде чем все это распутается.
Впервые картина была описана в 1517 году итальянским хронистом Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Таким образом, ее можно считать заказной работой. Поскольку графы были влиятельными политическими игроками в Бургундских Нидерландах, дворец стал местом проведения важных дипломатических приемов, работа, должно быть, произвела фурор среди зрителей, поскольку после смерти Босха в 1516 году она была несколько раз повторена, как в живописи, так и на гобеленах.
В период, отмеченный религиозным упадком в Европе, а в Нидерландах — первыми проявлениями капитализма после упразднения гильдий, работу Босха часто интерпретировали как назидание против плотских и мирских поблажек, но это кажется довольно прозаичной целью для этой весьма выразительной и детализированной работы. И действительно, не существует единого мнения относительно точного смысла произведения. Это триптих сотворения и проклятия, начинающийся с Адама и Евы и заканчивающийся весьма образным видом Ада через зазеркалье. Никто толком не знает, почему Босх представил мир именно таким образом.
Кажется, центральный вопрос триптиха таков: сотворил ли Бог мир, наделив человека как благословением, так и проклятием свободной воли, и уничтожит ли он все свое творение, взирая на человеческие неудачи? В этом заключается фундаментальная связь между внутренними панелями и разрушительным потопом, изображенным на внешних крыльях триптиха. Урок Босха, если он вообще есть, заключается в том, что мы можем выбрать добро, а не зло, или наша участь незавидна. Человек предполагает, а Бог располагает.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• 5 женщин-художниц эпохи Возрождения — от флорентийской монахини до фламандской портретистки
• Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами
• 7 неудачных картин известных художников
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗