Конец года — это традиционно время подводить всяческие итоги, литературные в том числе.
5 декабря в Доме Пашкова нам объявят, какая же книга стала самой БОЛЬШОЙ в русской литературе по версии 2023, и какие две немного от нее отстали.
Выбирать придется из 15 финалистов. Честно говоря, на меня короткий список «Большой книги» этого года произвел несколько неоднозначное впечатление, по разным причинам. Очень смущает большое количество дебютантов. Понимаю, таланты-самородки из ниоткуда всегда имеют право быть, но неужто этот год нас прям-таки окатил сразу кучей талантов?!. А еще - большое количество журналистов. Вполне хорошо к ним отношусь, сама имею к этой профессии некоторое отношение, но журналистика не равно хорошая литература, зато почти гарантирована та или иная повестка.
Но смелый читатель на то и смел, что перед такими упадническими настроениями не пасует, поэтому знакомимся, ищем свою тройку лидеров и пытаемся угадать выбор жюри)
1. «Красное небо. Невыдуманные истории о земле, огне и человеке летающем» Василий Авченко
Книга заявлена как история военного летчика Льва Колесникова, уроженца Владивостока, который негласно принимал участие в Корейской войне 1950-1953 года на стороне КНДР. Вереницы захватывающих воздушных боев с участием главного героя, боевой дружбы, фронтовой романтики или драмы, хотя бы внятной литературной истории тут не будет. Кратенько с биографией главного героя мы, конечно, познакомимся: учился там-то, а тут служил (даже один главный бой нам опишут), потом вел литературную деятельность средней успешности. Все остальное — это длинная вереница нанизываемых друг на друга, минимально связанных журналистских эссе. Подробная история рода приморского журналиста и краеведа Николая Матвеева-Амурского, биография писателя Фадеева, история авиации, герои-летчики различных войн; предпосылки и ход Корейской войны, размышления автора о настоящем Северной Кореи; космическая гонка и полет на Луну. Количество имен и дат гипнотизирует, но при этом они мелькают перед глазами так стремительно, что в завершении книги остается скорее общий размытый флер. В целом познавательно, особенно в области истории авиации. Мне когда читала, казалось, что это вот на Дзен бы по частям хорошо выложить с картинками))
2. «Дар речи» Юрий Буйда
Роман об истории причисляющей себя к советской элите семьи Шкуратовых от 20-х годов прошлого века до наших дней с криминальной затравкой. Пьяный сводный брат главного героя, он же бывший владелец некоего крупного медиахолдинга Дидим ночью на дачной дороге сбивает насмерть девочку-инвалида на костылях (пожалуйста, только не спрашивайте, что она делала там одна зимой). Главный герой Илья Шрамм (незаконорожденный сын Шкуратова-старшего) приезжает ему помочь. Приезд в знакомый с юности дом становится отправной точкой для воспоминаний и размышлений.
Герои книги - «Папа Шкура» и его ближайшее окружение - персонажи в основном довольно неприятные. Они нарочито сыпят цитатами из книг и переходят на французский (такова уж она, эта элита), не менее нарочито развратны и безнравственны: все спят со всеми, пьют и периодически кого-то убивают, вполне безнаказанно.
В целом роман написан динамично, законченная история тут есть. Временами возникают некоторые вопросы по поводу возможной логичности некоторых событий, но в целом все увязать в единый узел можно. Некоторым кажется, что история клана из романа крайне напоминает историю семьи основателя «Коммерсанта» Владимира Яковлева.
3. «Роза» Оксана Васякина
Роман написан в жанре автофикшн, он завершает трилогию автора об ее ушедших из жизни родственниках и посвящен тете Светлане, умершей от туберкулеза в возрасте чуть менее 40 лет. Светлана — девушка неблагополучная, не хочет учиться и работать, хочет смотреть телек, краситься, выпивать и тусоваться. Жизнь ее складывается весьма неудачно, что вполне логично. В повествовании фигурируют также мать и бабушка и сама лирическая героиня-автор, которая в ходе воспоминаний периодически сравнивает себя с тетей, иногда довольно сумбурно.
4.«снарк снарк. Книга 1: Чагинск», «снарк снарк. Книга 2: Снег Энцелада» Эдуард Веркин
Роман с элементами детективного сюжета и мистики. В провинциальном Чагинске в лесу без вести пропадают два тринадцатилетних мальчика. Одним из свидетелей этого ЧП становится скатившийся до писанины на заказ прозаик Виктор, который приехал в город, как раз чтобы написать одну из таких книг. Найти детей так и не удается, но некоторые из местных намекают, что дело не обошлось без потусторонних сил. Вторая часть — сиквел 17 лет спустя. Уже успевший сменить профессию Виктор получает анонимную посылку с окровавленной бейсболкой одного из мальчиков, это побуждает его вернуться в Чагинск и продолжить расследование.
Книги довольно объемные: в дилогии почти 1500 страниц, но читаются легко. Здесь будут достаточно интересные повороты сюжета, колоритные описания провинциальной жизни и нравов с изрядной долей наблюдательности и юмора. Связь с Кэролловским Снарком и спутником Сатурна из названий довольно условная. К финалу могут возникнуть вопросы из серии «а ответы точно будут?»)
5. «Создатель. Жизнь и приключения Антона Носика, отца Рунета, трикстера, блогера и первопроходца, с описанием трёх эпох Интернета в России» Михаил Визель
Собственно в названии все уже сказано за меня. Биография известного журналиста, блогера и медиаменеджера Антона Носика, написанная тоже журналистом тоже довольно известным, но в чуть более узких кругах, причем, вполне себе хорошо его лично знавшим. Классическое биографическое эссе, в которое постоянно будут вторгаться отрывки из интервью и воспоминаний самогО Носика и сАмого широкого круга людей его знавших. Читается хорошо, слог у автора отличный. Чтение познавательное, тем более личность для такого жанра выбрана правильная и интересная. Какой-то художественной истории тут так же, как и в первой книге, не будет.
6. «Чагин» Евгений Водолазкин
В центре романа судьба Исидора Чагина. На первый взгляд, он довольно скучный одинокий архивист. Но у него есть интересный дар: моментально запоминать все, что угодно. При этом забывать он не умеет. Талант Исидора привнесет в повествование элемент шпионского романа: в юности его вербует КГБ и, слегка искусив различными благами и возможными утратами при отказе от сотрудничества, внедряет в неблагонадежный с идеологической точки зрения Шлимановский кружок. Про жизнь мнемониста мы узнаем от четырех очень разных рассказчиков, кто-то из них встретил его еще в молодости, кто-то узнал уже стариком. Слогу своему Водолазкин не изменяет, поэтому все читается легко и интересно. Лично я этому произведению списка крайне симпатизирую.
7. «Комитет охраны мостов» Дмитрий Захаров
Роман на злободневную тему отечественного правосудия. В центре повествования резонансное дело, взволновавшее весь город. Группа студентов «Комитет охраны мостов» подозревается в попытке подрыва моста через Енисей. Предполагаемые террористы помещены в СИЗО, есть намеки, что дело сфабриковано. Родители пытаются их как-то освободить. На помощь им приходят два независимых журналиста-расследователя, которые мечтают положить конец произволу силовиков. У романа есть еще мистический элемент, связанный с легендой про Зимнего Прокурора, которому служат силовики. Внешне это вроде бы он и нарисован на обложке, но внятной роли в сюжете у него нет, он существует только как весьма туманный образ Зла. Произведение оставляет ощущение незавершенности. Многие сюжетные линии вышли довольно скомканными или брошенными по пути. Вот журналисты хотели вдобавок раскрыть коррупционные схемы вокруг проекта «Полярный мост» - фиктивного строительства огромного аэрохаба, но в итоге тема оказывается заброшенной на полпути. Персонажей в повествовании много и они очень активны, но при этом часто только схематично обозначены, диалоги тоже оставляют желать лучшего.
8. «ОТМА. Спасение Романовых» Алексей Колмогоров
Это наш первый дебют в списке. Приключенческий роман в жанре альтернативной истории. Четыре преданных монархиста спасают семью Романовых от расстрела и отправляются вместе с ними на границу с Китаем и оттуда дальше на Тибет. Обо всем этом мы узнаем от одного из организаторов побега - мичмана Леонида Анненкова, влюбленного сразу во всех царственных девиц одновременно. На всякий случай: ОТМА - это как раз-таки аббревиатура их имен: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Сюжет закручен вполне себе лихо, с неожиданной, но вполне логичной развязкой, помимо приключений в повествовании есть и небольшая мистическая составляющая. Персонажи на историческую достоверность не претендуют, но в своих романных амплуа убедительны.
9. «Волшебный хор» Евгений Кремчуков
Это сольный дебют автора. Опять роман на злободневную тему отечественного правосудия. Действие происходит в 2018 году. Чиновник средней руки Дмитрий Баврин в командировке в Японии узнает, что его бывший друг детства учитель истории Михаил арестован. Он обвиняется сразу по двум статьям — сначала в оправдании нацизма (на одном из уроков он подвергает сомнению справедливость приговоров Нюрнбергского процесса), а потом - уж до кучи - в домогательства к школьницам. Баврин, слегка пользуясь своим служебным положением, пытается помочь бывшему другу, впрочем, без особого видимого результата. В книге будет очень много пространных философских размышлений о бытии, иногда уже не очень понятно от лица героев или от автора.
10. «Комендань» Родион Мариничев
Повесть «Комендань» показалась жюри настолько супер, что улетела в финал еще до публикации. Здесь тоже будет повестка. В одной из питерских школ активно ведется подготовка к празднованию 9 мая. Этот праздник вызывает противоречивые чувства у учительницы истории (учителя истории — явно литературный тренд этого года) с финскими корнями Татьяны и ее сына Артура. Добавляет расстройства главной героине то, что День Победы совпадает с ее Днем рождения, а праздновать его предстоит с уже довольно нелюбимым мужем, вернувшимся из Сирии военным, склонным к выпивке и квасному патриотизму. Параллельно нам рассказывают историю семьи Татьяны на фоне войны и блокады. В качестве протеста против всего происходящего учительница склоняется к адюльтеру, а Артур встает перед моральной дилеммой - за кого бы он пошел воевать. Параллельно нам кратенько покажут некрасивое лицо официозного празднования 9 мая и немного повазюкают в крайне неживые, а иногда и вовсе неестественные диалоги.
P. S. А кто-то из питерцев говорит сейчас слово «Комендань» в живой и непринужденной обстановке разговора?
11. «Валсарб» Хелена Побяржина
Очередной дебютант. Почти автофикшн с мистической ноткой. В небольшом белорусском городке Валсарб живет и постепенно взрослеет девочка, которая страдает от недостатка внимания со всех сторон. Все по классике: мама слишком занята, папа много работает, дедушка и бабушка ее любят, но — недостаточно. Учительница считает глупой и довольно бестактно ей об этом напоминает, друзей толком нет. Посему девочка убегает в свой воображаемый мир. Самое главное ее увлечение - чтение и игра словами. Автор тоже любит подобные шарады, поэтому предлагает и нам такую в названии. А еще героиня умеет общаться с мертвыми, преимущественно с похороненными в безымянных могилах бывшими жителями гетто. Периодически, но не то чтоб очень часто, они успевают нам и девочке рассказать небольшие истории о себе. В целом это никак на сюжете не отражается, а когда героиня становится старше, они и вовсе перестают являться, но жалостливости повествованию, конечно, добавляют. Среди неупокоенных душ девушка встречает даже сына Цветаевой и Эфрона, если кому-то не нравится жалеть безымянных. Повествование от лица девочки в целом мне понравилось, местами мило и трогательно звучит.
12. «Шолохов. Незаконный» Захар Прилепин
Собственно, опять биография. Причем здоровенная. Тысяча страниц — это вам не шутки! Очень пространная, очень подробная — с раннего детства и до торжественных похорон. Это уже третье био Прилепина. Так как тема авторства «Тихого дома» для любого биографа Шолохова весьма горяча, в тексте будет много отсылок к возможным прототипам персонажей эпопеи, объяснений выбора тех или иных сюжетных ходов, локаций и т.п. Конструктивного спора с альтернативной точкой зрения не будет. Все написано хорошим понятным языком, не без уходов в политику, конечно, но их не так много, как могло бы быть. Для тех, кто плохо знает или подзабыл биографию писателя, отлично подойдет.
13. «Оккульттрегер» Алексей Сальников
Роман написан в жанре городского фэнтези. Действие происходит в 2019 году в небольшом уральском городке. Главные действующие лица - мистические существа разного толка. Есть вполне стандартные демоны и херувимы, а есть и нечто новенькое - оккульттрегеры. Это существа, ответственные за тепло и препятствующие распространению мути. У них есть помощники — гомункулы, которые обычно принимают в человеческом мире вид детей. Жизнь и быт оккультсил преподносится нам в довольно ироничном контексте. Чтобы не вызывать подозрений, они шифруются под самых обычных людей, главная героиня, к примеру работает диспетчером в таксопарке. Херувимам в силу своей природы приходится преодолевать тяготы пребывания на Земле повышенным потреблением конфет и алкоголя, а оккульттрегерам надо пытаться выжить на весьма маленькую зарплату. Есть нюансы: вас ожидает очень много диалогов и, к сожалению, довольно мало действия, может смутить, что законы существования магического мира придется добывать по кусочкам в процессе чтения.
14. «Выше ноги от земли» Михаил Турбин
Последний дебютант списка. Романа с неплохой детективной составляющей и капелькой мистики. Главный герой детский анестезиолог Илья страдает после потери жены и сына и не знает, как и зачем жить дальше. Ситуация меняется, когда в больницу привозят мальчика-двойника его погибшего сына. Ребенка сбили на ночной трассе, вдалеке от жилых домов, никаких документов у него при себе не было, родители тоже не объявляются. Илья решает выяснить, откуда этот мальчик и что с ним произошло. Параллельно мы будем выслушивать историю о прошлой жизни главного героя и его семьи.
15. «Салюты на той стороне» Александра Шалашова
Сама автор предлагает рассматривать роман как притчу. Действие происходит, видимо, где-то в Вологодской области, скорее всего, в начале 2000-х годов. На одном берегу реки Сухоны расположен санаторий для слабовидящих детей, на другом — Город, в котором происходит то ли война, то ли Апокалипсис. Группу подростков 13-15 лет эвакуировали от этой заварушки подальше в сопровождении троицы взрослых (поварихи, воспитательницы и сторожа), но они довольно быстро исчезают из повествования, и дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Связывающий берега мост крайне хлипкий. В окрестностях санатория больше никакой жизни нет. И начинается очередная импровизация на извечную тему "Повелителя мух".
Нас ждет много детского насилия и жестокости, только в отличие от Голдинга никакого развития конфликта и тем более его разрешения тут не будет. Из интересного - повествование ведется от лица не много- не мало одиннадцати рассказчиков. Каждый, ясное дело, видит всю ситуацию по-своему, стремится рассказать о наболевшем. Самой удачной в этом плане вышла первая глава, написанная от лица Кнопки, она и самая большая в романе. В повествование будут вплетаться элементы мистики и антивоенной патетики, но вышли эти попытки довольно сумбурными. Финал открытый и слегка невнятный.
Вот такие они, эти пресловутые лучшие книги года) Честно говоря, я со своей тройкой так до конца и не определилась. Наверное, "Чагин", "Оккультреггер" ииии...вот даже не знаю, с третьим пока буксую)
Всем удачных чтений и интересных читательских находок!)