Каждый год и в каждом классе есть такие ученики. В этом году за ноябрь ко мне обратились родители двух учеников: один не может запомнить буквы, другой буквы знает, но начать читать не может. И я уверена, что такие ученики будут в феврале, и даже в апреле.
Дорогие друзья,
С радостью приветствую вас на моем канале о подготовке к школе, обучению чтению и письму. Эти знания и навыки станут надежным фундаментом для образования и развития любого ребенка.
Я создала этот канал, чтобы стать надежным источником информации, подсказок и учебных материалов для развития таких сложных навыков, как чтение и письмо. Они помогут сделать учебный процесс вашего ребенка интересным и увлекательным. Поэтому жми подписаться, чтобы не потерять!
С наилучшими пожеланиями,
Ирина Алексеевна
"Почему в школе не учат?"- говорят родители
Этот вопрос все чаще и чаще встречаю в чатах родительских, в беседах на детских площадках и других местах дружеских разговоров родителей старших дошкольников. "В садике не научили, в школе уже должен уметь, кто его учить будет? Я что ли?" - слышала в августе на детской площадке.
Конечно, не будет такого, что ребенка не возьмут в обычную школу, если он не читает. Но и учителя не найдут времени на изучение букв с двумя - тремя учениками, когда все остальные читают. Тем более времени, чтобы проработать и выучить все буквы в программе нет. А от букв до чтения текстов целая пропасть. Поэтому учитель ориентируется на среднего ученика и выполняет свою работу по ФГОС.
Ребенок, который пришел в школу неподготовленным сразу оказывается в среде неуспеха. Его мотивация падает. Школа становится чем-то сложным, плохим, неинтересным.
Кстати, о мотивации первоклассников читай ЗДЕСЬ
"Ребенок сам может научиться читать в 5-6 лет, если он развивается согласно возрасту," - говорят учителя
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, но он доступен большинству. Сейчас существует множество методик, с помощью которых можно научить ребенка читать и говорить одновременно с 2,5 лет.
О них, если вам интересно, поговорим позже
Я не сторонник этих методик, считаю всему свое время.
Психофизиологическая готовность и, следовательно, интерес к буквам, написанным словам формируется у ребенка в возрасте 5-6 лет. Тогда и нужно учить ребенка читать.
Когда ребёнок готов, достаточно одного двух занятий и ребёнок поймёт механизм чтения, далее нужно просто тренировать полученный навык.
Некоторые дети в процессе игры и чтения книг со взрослыми сами начинают читать.
Если у вас так не получилось, читайте дальше.
Причины, по которым ребенок 7-8 лет не умеет читать.
1. Педагогическая запущенность.
Это ситуация складывается очень редко, но и такое бывает. В этом случае ребенок развит по возрасту, нет проблем с фонетическим восприятием звуков, хорошая память, не нарушена пространственная ориентация. С ребенком просто никто не занимался. А в классе на него махнули рукой, не умеет и не умеет.
2. Дисфункция.
Это нарушение в функционировании мозговых структур. Нарушения, которые связаны с овладением навыка чтения называются дислексией. С каждым годом таких детей все больше и больше. Поэтому если у вашего ребенка не получается с легкостью овладеть важным для учебы навыком, это не значит, что он лениться, не хочет или глупый, возможно, нужен другой подход или даже помощь специалиста (логопеда или дефектолога).
Подробнее о дислексии поговорим в следующих статьях. Если интересно, пишите в комментариях: "жду статью".
Как помочь ребенку?
Главное, не поддаваться панике. А помочь ребенку, вместе шаг за шагом двигаться к цели.
Шаг 1: Оцените ситуацию. Поговорите с учителем вашего ребенка, чтобы понять, почему он не справляется с чтением. Учитель сможет поделиться своими наблюдениями и рекомендациями. Совместно вы сможете установить корень проблемы и определить, каким образом лучше помочь вашему ребенку.
Шаг 2: Создайте регулярный график чтения. Для того чтобы ребенок освоил навык чтения, необходимо организовать регулярные встречи с книгой. Установите четкое время и место для чтения каждый день. Это поможет вашему ребенку привыкнуть к режиму и сформировать положительную ассоциацию с чтением. Поддерживайте интерес ребенка к чтению, ходите вместе в книжные магазины или библиотеку. Если ребенок пока не умеет читать, читайте ему в слух, а ребенок пусть водит пальцем по книге. Обсуждайте сюжет, задавайте вопросы и позволяйте ребенку выражать свои мысли. Это поможет вашему ребенку развить навык чтения и вдохновит его на дальнейшее обучение.
Шаг 3: Обратитесь за помощью к специалистам. Если усилия, приложенные вами и вашим ребенком, не приносят ожидаемых результатов, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам – педагогам или логопедам. Эти профессионалы смогут провести диагностику и разработать индивидуальный план работы с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.
Шаг 4: Используйте разнообразные методики обучения. Разные дети могут лучше усваивать знания с помощью различных методик обучения. Попробуйте разные подходы, чтобы найти наиболее эффективный для вашего ребенка. Можете использовать игры, картинки, аудио-книги и другие инструменты, которые помогут ребенку лучше понять и запомнить материал.
Шаг 5: использовать современные технологии. Взять за правило, не использовать голосовые сообщения, только текст. Это поможет ребенку лишний раз потренироваться. И развивать навык чтения через письмо.
Какие методики, как заниматься?
Если вы не можете или не хотите доверить своего ребенка профессионалу, а может вы хотите проверить работу специалиста, тогда переходим к следующему плану.
Вам нужно определить на какой стадии «застрял» ребёнок и какие у него проблемы?
Этап 1️⃣ Изучение звуков, которые обозначаются буквами.
‼️Важно звучать звуки, не буквы. Согласные звуки произносится как выстрел, четко и коротко. «П», «М», «Б». Не ❌ «Бэ», «Пэ», «Мэ». Не растягивайте! Растягивать можно только гласные: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я.
На первом этапе у ребенка могут возникнуть:
1. Трудности с запоминанием образа буквы
Причины: плохая зрительная, слухоречевая память, нарушение в восприятие фонем (нарушен фонематический слух).
Развиваем с помощью любых игр все виды памяти.
Развиваем фонематический слух: выделение звука на фоне слога, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, развитие зрительного восприятия и узнавания.
2. Зеркальность.
Причины: ребенок левша, нарушение зрительно-пространственного представления.
Запоминаем букву с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых восприятий (рисуем, лепим, выкладываем из камушков, палочек и т.д.)
Дорисовываем не достающие элементы букв.
Обязательно разделяем право и лево. Определяем с какой стороны от ребенка находятся тот или иной предмет, далее находим, что находится слева или справа от заданного предмета.
На втором этапе у ребенка возникают трудности со слоговой структурой слова:
1. Слияние букв в слоги, а слоги в слова
Причины: ребенок запомнил буквы, а не звуки, поэтому "БЭ" и "А", не складывается в "БА"
Читать слоги, начинать со слов: АМ, ОС, УХ, далее МА, НА, СО (с гласными А,О,У, Ы, Э, далее И, Е, Ё, Ю, Я). Читать очень много раз, как будто хотим выучить наизусть.
2. Трудности при чтении слогов со стечением согласных.
Берем регулярными тренировками.
3. Пропуски букв или слогов и чтение сложных слов.
Причина: причины остаются прежними, только переходит все это на новый уровень.
Упражнения: отхлопывать слова, предложения и тексты, считать количество слогов, изменить порядок слогов в слоге, добавить недостающий слог, составить слово из слогов и другие упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.
На третьем этапе возникает проблемы с пониманием прочитанного и с выразительностью
1. Угадывающие чтение
Причины: постоянные трудности с чтением и отсутствие мотивации, низкая переключаемость, низкий уровень зрительного анализа слова.
Упражнения: найди среди букв Р и зачеркни, а В подчеркни, шагни назад не читайте тексты, читайте слова или даже слоги, постепенно усложняя, упражнение "Лесенка": начинаем от простого слова и усложняем (см. фото)
2. Скандированное чтение
Причины: недостаточность неречевой слуховой переработки, нарушение ритмики-мелодичных компонентов речи, недостаточность серийной организации речи.
Упражнения: учим ребенка повторять ритм, например, отхлопывать или отстукивать заданный ритм, чтение цепочки слов с ударением на один и тот же слог, читаем изменяя громкость, интонацию, тембр голоса и др.
Также в каждый из этапов должны входить упражнения на выработку речевого дыхания, развитие четкости произношения (упражнения, развивающие артикуляционный аппарат, работа со скороговорками, тренировка в произнесении гласных по порядку, сочетаний гласных, сочетаний гласных и согласных, сочетаний согласных), расширения объёма зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представления, развитие логического мышления, памяти, внимания.
Это, конечно, не все нарушения, причины и методы их устранения. Но это основное! Даже после регулярного выполнения этих упражнений ваш ребенок будет читать и понимать прочитанное. А дальше, главное, не бросать.
Чтение - это навык, который можно потерять или улучшить, только отсутствием или большим количеством тренировок.
В заключение, помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Если ваш первоклассник не научился читать в конце года, не отчаивайтесь. Следуйте предложенным выше шагам и дайте вашему ребенку время и поддержку для успешного освоения навыка чтения. С вашей поддержкой и наставлением, ваш ребенок сможет преодолеть трудности и стать уверенным читателем.