В современном образовательном контексте мы все чаще сталкиваемся с проблемой недостатка мотивации первоклассников к обучению. Несмотря на то, что школьные программы разработаны с учетом их возрастных особенностей, а дети очень хотели в школу, дети все чаще и чаще теряют интерес к учебному процессу.
Как я уже писала в посте ранее детский психолог, Екатерина Мурашова, считает, что мотивацию у детей отбивают родители. Тем, что не заслужено много их хвалят. Мне кажется, причина не может быть только в этом.
Дорогие друзья,
С радостью приветствую вас на моем канале о подготовке к школе, обучению чтению и письму. Эти знания и навыки станут надежным фундаментом для образования и развития любого ребенка.
Я создала этот канал, чтобы стать надежным источником информации, подсказок и учебных материалов для развития таких сложных навыков, как чтение и письмо. Они помогут сделать учебный процесс вашего ребенка интересным и увлекательным. Поэтому жми подписаться, чтобы не потерять!
С наилучшими пожеланиями,
Ирина Алексеевна
Одна из причин это отсутствие подготовки. Некоторые родители считают, зачем им тратить время и деньги на курсы, а школа для чего? Там всему и научат. Но реалии таковы, на букварный период отводится очень мало времени. Почти все сейчас при поступлении в школу читают. Неподготовленный ребенок видит, что у него не получается, учитель не может уделить время, а еще и дома не поддерживают и не помогают. Из-за постоянного неуспеха и сложных заданий ребенку перестает нравиться школа и полностью пропадает желание туда ходить.
Вторая причина абсолютная противоположность первой. Мама с раннего детства хотела сделать из чада вундеркинда, развивала его с помощью всех методик раннего развития, занималась с ним дома. В три года записала его на английский язык, музыку, спорт, рисование, чтение, подготовку к школе. У малыша не было времени бегать по лужам, играть в куклы, капаться в песке просто играть. Поэтому в первом классе, когда мама перестает контролировать, ребенок перестает учиться и начинает играть. Или может быть по-другому, ученик уже знает программу первого класса ему становится скучно и неинтересно в школе, он понимает, что ничему новому там не научат. Здесь его тяга к знаниям заканчивается.
Третья - это отсутствие любви и внимание. Сейчас родители очень заняты: работа, дорога, домашние дела - занимают почти все время. Детям очень часто просто не хватает внимание. Поэтому ребенок плохим поведением, нарушением правил и отказами выполнять задания привлекает к себе внимание. И, конечно, он его добивается.
Четвертая причина - загруженность и отсутствие мотивации у самих учителей. У них нет времени готовится к урокам, придумывать интересные увлекательные задания. Они разрываются между двумя классами, а если коллега заболел, то и между тремя, отчетами и ответами на вопросы родителей. Однообразные, монотонные упражнения не мотивируют, не заинтересовывают учеников. С каждым годом время концентрации внимания на одном виде деятельности у детей падает. По моим наблюдениям в среднем дети могу выполнять одно монотонное упражнение в первом классе не более 3-7 минут.
Пятая причина - одноклассники. Я думаю, не нужно рассказывать вам, какими жестокими бывают иногда дети, поэтому научите ребенка до школы, как действовать в ситуации буллинга. А может отношения в классе не сложились и у маленького человека просто нет друзей. Эту причину тоже не стоит исключать.
Как справляться?
Причина, конечно, не всегда только в родителях, но только вы можете помочь ребенку справится с отсутствием мотивации.
1. Если Ваш ребенок отстает, позанимайтесь с ним или найдите человека, который это сделает за Вас. Объясните ему, как важен для него и для вас процесс обучения, скажите ему, что вы в него верите, поддерживаете и любите.
2. Если ребенок развит лучше своих сверстников, багаж его знаний гораздо больше, то нужно подумать о том, чтобы создать ему необходимую среду для расширения своих возможностей. Может это будет семейное обучение или школа с уклоном. Я, например, когда готовлю детей к школе, никогда не учу их писать письменные буквы (на это в школе отводится достаточно времени). Это как раз то новое, что ребенок узнает в школе. Дети всегда читают, считают, развивают графомоторные навыки, но без прописи букв.
3. Я думаю, здесь вы и сами понимаете. Качественное время с ребенком каждый день от 15 минут.
4. Если вашему ребенку действительно тяжело учится в формате государственной школы. Можно поискать альтернативное обучение. Или развивать у ребенка концентрацию внимания, усидчивость и искать внешнюю мотивацию, которая сможет победить скучные уроки.
5. Будьте близки со своими детьми, они должны вам рассказывать, что с ними происходит. Если вы видите, что с ребенком, что-то не то, а он вам не рассказывает, не бойтесь обратиться к психологу.
Это все работает если ваш ребенок развит по возрасту, не имеет никаких отклонений логопедических, нейропсихологических. Ребенок проходил диагностику, и был готов к школе. Если это не так, обратитесь к специалистам и возможно лучше отложить обучение в школе на год.