На Литургии только и слышно, что Бога воспевают, восхваляют, благодарят… Но разве нужны Богу наши благодарности? Такое ощущение, что мы Ему льстим, подлизываемся, хотим понравиться…Но разве Господу это нужно? Разве не любит он нас бескорыстно?
Господь оказывается любит, чтобы Его хвалили, благодарили, хотя среди людей это качество считается предосудительным. Но может ли оно быть у Того, кто Сам всему Создатель? Разве нужно "Спасибо" тому, у Кого достаточно всего?
Даже это есть в Священном Писании. Конечно, многих смущает тот факт, что Того, Кого в Евангелии называют Вседовольным и Ни в чем не Нуждающимся оказывается рад благодарности!
И от 9 прокаженных, и от других спасенных.
Он даже Сам говорит: "Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня".
Но если посмотреть на это с чисто человеческой стороны, то искать благодарности не красиво, а желать совсем, наоборот. Искать - действие, а желать - переживание сердца.
"Как и для нас наверно неблагодарность огорчительна, - рассуждает протоиерей Игорь Гагарин, - так неуместна она и для Бога.
И дело здесь не в открытке от сына любимой маме, которую она так ждала, не получила и заплакала, хотя другие ученики ее поздравили обильно щедро, а дело в ответной любви.
И хоть наша не ответная не угашает настоящую, но она делает ее мучительной.
Но разве Бог может чувствовать себя обделенным, раз Он Всеблаженный? Разве может быть для него что-то мучительным, если Он в полном и абсолютном всегда пребывает блаженстве?
Но если мы вспомним, что ведь Господь когда-то стал Богочеловеком, и все человеческое ему не чуждо, Он тоже способен страдать и сострадать.
Бог любит так сильно человека, той любовью, которая сильнее всех любви на свете, самой нежной и преданной человеческой… И чем сильнее Его любовь. тем жестче наша безответная благодарность. Что мы ответили Христу на его любовь? Голгофой. Распятием, что является самой неблагодарным выражением человека к Богу.
И даже сейчас любая боль другому человеку, даже самое малое проявление халатности к Богу, пусть и невольное, но до сих пор всё это соучастие в том самом жутком и странном преступлении.
И чем искреннее, глубже, сильнее благодарность, тем более она не только украшает нас, но и делает счастливыми. Потому что именно в эти мгновения наша любовь к Богу встречается с Божией Любовью к нам, а точнее с Самим Богом, Который есть Любовь. Все мы знаем, что Бог любит нас, но многие ли реально чувствуют это? Любовь Божия может стать доступной только благодарному сердцу. Только оно способно принять Ее в себя. И это самое прекрасное, что можем мы пережить. Если соединение двух любящих друг друга людей называют счастьем, то каким словом назвать единение двух любящих друг друга, когда Один из них — Бог! И тогда понятным становится кажущееся противоречивым признание отца Иоанна Кронштадтского.