Найти в Дзене
Эдвард Радзинский

Император Александр Второй

«Император Александр Второй был удивительно парадоксален: он страстно повел страну вперед и при этом... все время оглядывался назад... Он хотел ввести Россию в круг европейских государств, вел страну к конституции, этот вечный русский маятник между Западом и Востоком он раскачивал на Запад. Он не только освободил 23 миллиона русских рабов, он реформировал всю русскую жизнь. Недаром с его временем совпал величайший подъем в истории России. Это был великий русский Ренессанс, великий ледоход - именно таковы слова русских публицистов его времени. Свобода дала толчок талантам. Достоевский, Толстой, Тургенев, Менделеев - это первые имена из той когорты знаменитых писателей и ученых эпохи Александра Второго. Но убийство Александра Второго заставило его сына (Александра III)поверить в столь частое у нас убеждение: что вперед - это значит назад, что надо повернуть колесо истории вспять к временам Николая Первого. Император Александр Третий постарался забыть о делах отца, наследники последнего в

«Император Александр Второй был удивительно парадоксален: он страстно повел страну вперед и при этом... все время оглядывался назад... Он хотел ввести Россию в круг европейских государств, вел страну к конституции, этот вечный русский маятник между Западом и Востоком он раскачивал на Запад.

Он не только освободил 23 миллиона русских рабов, он реформировал всю русскую жизнь. Недаром с его временем совпал величайший подъем в истории России. Это был великий русский Ренессанс, великий ледоход - именно таковы слова русских публицистов его времени. Свобода дала толчок талантам. Достоевский, Толстой, Тургенев, Менделеев - это первые имена из той когорты знаменитых писателей и ученых эпохи Александра Второго.

Но убийство Александра Второго заставило его сына (Александра III)поверить в столь частое у нас убеждение: что вперед - это значит назад, что надо повернуть колесо истории вспять к временам Николая Первого. Император Александр Третий постарался забыть о делах отца, наследники последнего великого русского царя вновь постарались вернуть Россию в состояние привычной азиатской автократии.

Я люблю цитировать разговор Александра Третьего со своим адъютантом Рихтером. Император говорит адъютанту, что его что-то тревожит в состоянии России, и адъютант Рихтер произносит замечательный монолог: мол, представьте себе, государь, огромный котел, внутри которого бурлят газы, вокруг него ходят люди с молотками и старательно заклепывают дыры. Но однажды газы вырвут такой кусок, что заклепать-то будет нельзя... И Александр Третий застонал как от боли. Но, застонав, ничего не сделал... И газы разорвут котел, и детонатором взрыва станет Мировая война. И сыну Александра Третьего (Николаю II) придется трагически понять то, что понимал его дед, Александр Второй, когда вел Россию к конституции»

#Радзинский #Александр II

Авторские вечера radzinskiy.com