Автор: Виктор Эм
Через призму...
Через призму Дейдары из сериала «Наруто: Ураганные хроники»! [Это звучит невероятно неправильно, но такова свобода слова эпохи постмодерна. — Прим. ред.]
Для полного погружения в описываемую проблему через упомянутый пример совсем не обязательно разбираться в теме отмеченного сериала и его персонажах. Более того, складывается впечатление, что наличие подобных знаний может даже помешать.
Единственно важная деталь, которую тут стоит упомянуть, — это любимая фраза Дейдары, которую он так часто произносит в пределах своего виртуального бытия.
Искусство — это взрыв!
Этим простым и коротким выражением не только выражаются чувства персонажа, не только даётся ему характеристика и оправдание его действиям, но (что нам куда интересней) поднимается вопрос времени в искусстве.
Я, мы и даже они не будем здесь думать о ходе течения времени внутри самого произведения. С этим делом, если читателю это интересно, стоит для начала обратиться к такому очевидному произведению как «Шесть прогулок в литературных лесах» за авторством Умберто Эко. [Вряд ли он сам читал эту книгу. — Прим. ред.]
В этот раз вопрос коснётся времени, текущего вне произведения, то есть в реальном мире.
Если искусство — это взрыв, и оно так мимолётно, как нам утверждают, то стоит ли тогда нам заморачиваться с ним, думая о какой-то весьма сомнительной славе в веках?
Более того, такой подход, когда мы об этой славе не думаем, раскрепощает и потакает естественному желанию всякого человека отреагировать на самые актуальные события как в собственной его жизни, так и в мире вокруг. Давайте тут вспомним одного забавного автора — Виктора Пелевина. Его романы так сильно переплетены с тематикой и символикой Союза Советских Социалистических Республик, что со временем это переплетение неизбежно начинает надоедать, но, что куда важнее, со временем его романы начинают невольно терять связь с читателем. Даже нынешнему читателю уже совсем не близки смутные переживания 90-х, а что же будет потом? Как отреагируют на это наши потомки?!
Однако, наивно будет отрицать,
что именно это ловкое попадание в струю времени в то время позволило В. Пелевину обрести некоторую немалую долю своей популярности и уважения читателей.
Так что же делать тому несчастному человеку, который задумал внедриться в загадочный мир искусства потребителем, производителем или безжалостным критиком?
Для начала стоит немного понять искусство, используя в этот раз рекомендованную модель, основывающуюся на простейшем диалектическом понимании вопроса. Есть два волка: мимолётное и интересное искусство и вечное, но скучноватое искусство. Для наглядного примера можно просто прямо здесь противопоставить сегодняшний выпуск новостей и «Рубаи» Омара Хайяма.
Естественно, никто не обязывает автора категорично отдаваться одной из сторон этого противостояния. Любое произведение одновременно сочетает в себе две эти противоположности, взятые в разных пропорциях.
Так, например, в вечном произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» присутствует огромное количество мимолётных отсылок на современный Пушкину момент, которые мы теперь совершенно не воспринимаем. Ознакомиться с подробностями указанного романа можно в комментариях Ю.В. Лотмана, В.В. Набокова и других исследователей.
Искушённый читатель, конечно, сразу же заметит, что кратко затронутая в моей статье тема довольно проста. На это я отвечу, что почему-то именно на таких простых вещах и проваливаются многие авторы. Нужно просто не забывать обо всём вот этом вот и всегда осознанно контролировать сочетание мимолётного и вечного в своём труде, чтобы получать контролируемый результат, соответствующий имеющимся у автора потребностям. Осмысленно, так сказать, отправлять произведение в путешествие во времени!
При этом воспоминание об этой диалектической модели искусства поможет не только автору, но и читателю вместе с критиком, ведь нужно же понимать, о чём ,вообще, речь и куда вы, собственно, впутываетесь.
Давайте прямо здесь вместе с вами в самом конце набросаем простейший план наших действий на будущее:
- Решаем, хотим ли мы ненадолго погрузится в мир искусства;
- Думаем, кем мы будем в этот раз: потребителем, производителем или безжалостным критиком;
- Выбираем, чего нам сегодня хочется: более мимолётного или более вечного.
До новых встреч, ребятки!
...
Если вы нашли ошибку, опечатку или обыкновенную глупость, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях.