Ради чего стройные и (не очень) ряды любознательных (как правило) морозоустойчивых (иначе - никак) товарищей едут зимой на Байкал? В 90 процентах случаях смотреть на лёд, фоткаться на льду, валяться - на нём же. Ещё небольшой процент любителей острых ощущений идёт в поход, да в не какой-нибудь, а на коньках (говорят, возвращаются довольные).
До поселка же с названием "Порт Байкал" добираются, как мне кажется, немногие, что, в общем, не очень удивительно. Расположен он в стороне от проторенной дороги к байкальскому льду, однако внимания достоин не меньше, чем его соседка на противоположном берегу Ангары - Листвянка.
Один из вариантов попасть в порт - и, пожалуй, самый красивый - на пароме из поселка Никола, что находится недалеко от Листвянки. Паром ходит по расписанию. Мы попали на утренний, а поскольку за ночь на реке все же нарастает приличный слой льда, то перед паромом идет маленький шустрый ледокольчик. До этого момента я пребывала в полной уверенности, что ледокол - это априори огромная махина, обитающая в высоких широтах, но оказалось, что это не совсем так...
Попадая под металлическое брюхо парома, разломанные льдины скрипят, трещат и хрустят на все лады. Удаляющаяся Листвянка растворяется в утренней дымке..
И вот мы в порту Байкал. Это совсем маленький поселок с большой историей, расположившийся у истока Ангары. Когда-то он играл роль большой перевалочной базы с железнодорожного транспорта на водный. Поезда, грузы и пассажиры переправлялись отсюда на другой берег, в Листвянку и обратно, паромами и ледоколами (про один из них немного написала здесь). Сейчас порт Байкал - начальная станция Кругобайкальской железной дороги.
В порту - очень красивое здание станции, без малого - музей КБЖД, с восстановленными историческими интерьерами и вкусными пирожками в буфете - зимой это ох как важно! На станции ждала "Нерпочка" (на самом деле пришлось погулять еще часика четыре и даже успеть добежать до первого из знаменитых туннелей КБЖД).
Вагонов в ней немного, три или четыре. "Нерпочка" не очень скоростная, но мы и не спешим никуда, ибо слева за окном распростерлось скованное льдом славное море - Байкал.
Кругобайкальская железная дорога, вопреки названию, вокруг озера вовсе не идёт. Конечная её станция - Слюдянка, до которой "Нерпочка" добирается примерно за 4,5 часа. Однако до Слюдянки мы немного не доехали и на станции Култук распрощались с уютной "Нерпочкой". Дальнейший путь лежал в Аршан...