Столь ярко начинавшаяся карьера отошла на второй план.
Сегодня исполняется 93 года Нине Гребешковой, заслуженной артистке России, за долгие десятилетия творческой деятельности сыгравшей более восьмидесяти ролей в кино. Целых 40 лет Гребешкова прожила замужем за великим режиссером Леонидом Гайдаем и сама признавалась, что ее главная роль — быть женой мэтра. О том, каким на самом деле был этот брак, — в нашем сегодняшнем материале.
Нина Гребешкова родилась в Москве в семье маляра и портнихи, во время войны вместе с матерью и двумя братьями уезжала в эвакуацию в Пензенскую область. На вопрос «Кем хочешь быть, когда вырастешь» уверенно отвечала — учительницей. Так сильно ей уже в подростковом возрасте нравилось общаться с детьми. Но определил дальнейшую судьбу будущей актрисы разговор на дне рождения подруги с отцом именинницы поэтом Владимиром Луговским. Именно он предложил Нине поступить в театральный, в красках описав, как увлекательна и ярка может быть актерская карьера. В 1949 году Гребешкова поступила во ВГИК. На одном курсе с ней оказался молодой человек по имени Леонид Гайдай.
Он был старше своей будущей жены на восемь лет, имел за плечами фронтовый опыт и тяжелое ранение — боли в ноге мучали Гайдая до конца его дней.
«Такой серьезный, высокий, худой, в очках. Доброжелательный и при этом без столичного лоска», — так Гребешкова описала свои первые впечатления от будущего мужа.
У молодой красавицы было много ухажеров, причем довольно статных и обеспеченных, но в тот период о серьезных отношениях девушка еще не думала — хватало других дел. Еще будучи студенткой, Гребешкова стала активно сниматься в кино, появившись на экранах в картинах «Смелые люди», «Спортивная честь» и «Честь товарища». Гайдай тоже не терял времени даром, параллельно с учебой организуя театральные постановки.
Роман Гайдая и Гребешковой начался со спектакля «Отец Горио». Леонид пригласил Нину на роль дочери Горио. В один из вечеров в ходе репетиций Нина подошла к Леониду и пожаловалась, что из-за неудобного расписания всегда уходит домой заполночь. «А разве тебя никто не провожает? Тогда это буду делать я!», — ответил Гайдай. И действительно провожал — в течение пары месяцев. А затем как-то сказал: «Ну что мы с тобой все ходим и ходим, давай поженимся!». По словам Гребешковой, она восприняла это как очередную шутку, коих в запасе у Гайдая было огромное множество. «Ты что, Леня, ты такой длинный, а я такая маленькая», — отшутилась в ответ Гребешкова. «Большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь на руках носить», — парировал Гайдай. В 1953 году они поженились.
Фамилию мужа Гребешкова брать отказалась, на что Гайдай сначала даже обиделся. Кроме того, не вполне гладко складывались его отношения с тещей. Мать Нины раздражало, что Леонид такой «болезный». Но вскоре женщина смирилась с выбором дочери. И даже стала готовить страдавшему язвой Гайдаю специальную диетическую пищу.
«Сначала жили страшно бедно. В одной комнате я с Леней, родители, да еще и братья. Родители вечером уходили из дома до полуночи, чтоб хоть как-то дать возможность пообщаться нам», — вспоминала в интервью Гребешкова.
В 1958 году у пары родилась дочь Оксана. В тот момент уже было очевидно, что в плане карьеры Гребешкова и Гайдай, так сказать, поменялись местами. Нина стала «хранительницей очага», ограничиваясь скромными по хронометражу ролями, Леонид же в поте лица трудился на «Мосфильме», готовясь к творческому прорыву.
«Дочерью занималась в основном я. Когда Оксанка была маленькой, я просто задыхалась от нежности и восторга. Насмотреться на нее не могла. А Леня только плечами пожимал: «Ребенок как ребенок. Нормально спит», — рассказала много позже Гребешкова.
В целом же вполне справедливо будет сказать, что после замужества главной целью Гребешковой стала забота о супруге, обустройство домашнего уюта и воспитание дочери. Как признавалась потом Нина, она не была в восторге от такой жизни, но терпела, так как понимала, что по-другому с таким человеком, как Гайдай, нельзя.
«Трудный человек. Не такой, как все. И эту особенность нужно было любить и уважать. А иногда — и страдать от этого. Он же никогда не скандалил, а просто замыкался в себе. Молчал. А я гадала, что же случилось», — продолжала Гребешкова.
Непросто с Гайдаем было еще и потому, что режиссер часто ревновал. Но переживал, как и всегда, молча, замыкаясь в себе. Что касается возможных измен Леонида, Гребешкова признавалась, что ее эта тема мало интересовала.
«Он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь — наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала. Пользовался ли он этим — не знаю», — уточнила актриса.
Вся домашняя работа была на жене. Она готовила, убирала, растила дочь, чинила, если что-то ломалось, покупала, если что-то в доме требовало замены и ремонта, успевая при этом сниматься в фильмах мужа и многих других именитых режиссеров и вязать изделия на продажу. Всего за карьеру Гребешкова появилась в десяти картинах мужа: «Трижды воскресший» (1960), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968), «12 стульев» (1971), «Не может быть!» (1975), «За спичками» (1979), «Спортлото-82» (1982), «Опасно для жизни!» (1985), Частный детектив, или «Операция «Кооперация» (1989), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992).
19 ноября 1993 года Леонид Гайдай умер от от тромбоэмболии легочной артерии. В одном из интервью Гребешкова рассказала, о чем подумала, поняв, что ее мужа не стало: «Хорошо, что я смогла его похоронить. Если бы я была первая, то что бы он делал?».
В 2018 году актриса Наталья Варлей рассказала в автобиографии, что во время съемок «Кавказской пленницы» Гайдай якобы пытался ее поцеловать. Гребешкова отреагировала спокойно, заявив, что книгу Варлей читала и вообще ей не интересно рассуждать на эту тему. Гораздо охотнее Нина Павловна говорит о счастливых годах, прожитых вместе с Гайдаем: «Мне с ним так повезло. Не было ни дня, когда я не вспоминала бы о нем».