Саммит стран ОПЕК был перенесен с 25 на 30 ноября. Причиной переноса стало отсутствие консенсуса в принимаемых решениях. И вот, уже завтра это заседание, вероятнее всего, состоится, но о консенсусе речи снова не идет. Поэтому договоренности могут быть не достигнуты, а мировые цены на нефть вследствие этого, могут обвалиться. Теперь обо всем этом подробнее, буду объяснять максимально простым языком.
Сначала вводные данные, от которых страны-экспортеры нефти и отталкиваются в своих решениях. Сейчас нефть марки Brent торгуется в районе 80-82 долларов за баррель: цена снизилась от достигнутых в сентябре максимумов в районе 90-93 доллара.
Причем в эту цену еще заложена премия за конфликт на Ближнем Востоке (который повышает риски нефтедобычи в ряде крупных нефтедобывающих стран). Без этой премии, по оценкам аналитиков, нефть бы сейчас стоила еще примерно на 10 долларов ниже, то есть, около 70 долларов за баррель.
Кроме того, сейчас наблюдается тенденция к замедлению мировой экономики, экономик США и Китая как главных импортеров нефти. В следующем году эта тенденция, согласно всем прогнозам, продолжится. А замедление экономики всегда сопряжено с падением нефтяных цен из-за падения спроса на энергоресурсы. То есть, цены с большой вероятностью должны падать дальше.
В текущем году, на фоне замедления мировой экономики, страны ОПЕК+ уже несколько раз договаривались о снижении объемов добычи и экспорта нефти, среди них была и Россия. Но, судя по ценам, это не способствовало их росту, а способствовало лишь удержанию на прежних уровнях. И то не очень то.
И вот теперь страны ОПЕК+ в очередной раз будут обсуждать возможность дальнейшего уже какого-то по счету снижения добычи и экспорта. Причем не только на 2023, но и на 2024 год.
В чем заключаются противоречия в позициях стран?
Лидер ОПЕК Саудовская Аравия настаивает на продолжении сокращения добычи и экспорта нефти, чтобы хотя бы стабилизировать, а может - и чуть поднять нефтяные цены. Это страна с самой сильной в объединении экономикой, которая может себе позволить долгое время экспортировать меньшие объемы, получая меньшие доходы.
Но более слабые страны, которые буквально выживают за счет экспорта нефти, уже категорически с ней не согласны. Они, наоборот, настаивают на повышении объемов добычи и экспорта, чтобы сейчас, пользуясь относительно высокими ценами, нарастить свои доходы за счет роста объемов продаж. Например, среди стран с такой жесткой противоположной позицией африканские страны - Нигерия и Ангола.
Саудовская Аравия сейчас показывает отличные темпы экономического роста - 8,7% год к году. Это лучший результат среди стран G20. Достичь его удалось, с одной стороны, за счет активного инвестирования высоких нефтяных доходов в развитие несырьевых отраслей экономики, но с другой стороны... традиционно - за счет сильного роста госдолга и дефицита бюджета. При превышении ВВП 1 трлн долларов, дефицит бюджета вырос до 9,5 млрд долларов, а госдолг тоже приблизился к отметке 1 трлн долларов: все эти показатели - рекордные для экономики СА.
И для покрытия этого дефицита Саудовская Аравия сейчас привлекла крупнейший за всю историю синдицированный кредит в сумме 11 млрд долларов, который профинансируют одновременно 15 банков из разных стран: американские, китайские, арабские.
Теперь, чтобы рассчитываться по этому кредиту, стране нужны более высокие цены на нефть. Примерно 90-100 долларов за баррель. Поэтому саудиты сейчас максимально давят на другие страны в плане сильного снижения объемов добычи, чтобы обеспечить вот такой "комфортный" для собственной экономики (и некомфортный для мировой при ее замедлении) уровень нефтяных цен. Буквально, руководствуются сугубо личными корыстными интересами.
Но страны с более слабыми экономиками, в первую очередь, африканские, но не только они, тоже стали в позу. Им нужны деньги здесь и сейчас, для них это буквально вопрос выживания (в отличие от СА). И они сейчас хотят продавать нефти чем больше, тем лучше, по любым ценам. Ждать, пока цена поднимется из-за сокращения объемов добычи, они больше не могут: вот уже сколько сокращают, а цена все не поднимается.
Что с позицией России? Россия весь этот год тоже участвовала в сокращениях объемов добычи и экспорта нефти. И особенно в конце лета - начале осени, когда ее крупнейшие покупатели Китай и Индия сами резко снижали закупки, Россия объявляла, что это она сокращает экспорт.
Так что, полагаю, что Россия и сейчас не против сокращать экспорт (у нее это получается и естественным путем), и скорее заинтересована в сокращении и выжидании роста цен (как Саудовская Аравия). Хотя нефтяные доходы падают.
Для России это плохо, но не так критично, как для условных Нигерии, Ирака, Венесуэлы, Ливии и т.д.
И вот сейчас многие аналитики ожидают отсутствия какого-либо консенсуса в принятых завтра решениях (или отсутствия каких-либо решений вообще). Страны ОПЕК+ могут просто занять каждая свою позицию и далее действовать разобщенно. Само существование альянса станет под угрозой. Сейчас риски этого высоки как никогда.
И такое развитие событий, по мнению аналитиков, может обвалить нефтяные котировки вообще в 2 раза, до 40 долларов за баррель.
Не факт, что долгосрочно, но как минимум, на какое-то время. А далее цена все равно не восстановится до прежних значений в ближайшее время, будет уже ниже.
Что в этом случае будет с экономикой России, которая сейчас продает нефть на 15-20 долларов дешевле эталонных сортов - и представить страшно.
Конкретно завтра и в ближайшие дни, после появления новостей о договоренностях (или их отсутствии) между странами ОПЕК, аналитики ожидают "шоковой волатильности" на нефтяном рынке.
Она может транслироваться, в т.ч., и на акции российских нефтяных компаний, и на финансовые рынки в целом.
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!