Развитие технологий привело к возникновению новых профессий. Одна из них — интернет-маркетолог. Рассказываем, какие задачи он выполняет и какие инструменты использует в работе, рассмотрим особенности профессии на примере выдуманного персонажа.
Кто такой интернет-маркетолог
Интернет-маркетолог — специалист, отвечающий за продвижение товаров и услуг в интернете. Его цель — повысить узнаваемость продукции, увеличить число заказов или заявок. Он участвует в разработке стратегии продвижения, применяет различные диджитал-инструменты и вносит корректировки в изначальный план на основе анализа рекламных кампаний.
Основное отличие этого специалиста от обычного маркетолога в том, что он не работает с офлайн-рекламой.
Например, Пётр работает интернет-маркетологом в вымышленном онлайн-магазине «Уютный дом» с товарами для ремонта. Он отслеживает два показателя:
- Трафик — число посетителей сайта.
- Лиды — пользователи, сделавшие заказ/заполнившие заявку или форму.
Пётр придумывает способы увеличить число заявок и согласовывает свои идеи с руководством. Если план одобрен, то ставятся задачи подрядчикам и сотрудникам, устанавливаются сроки выполнения.
Чем занимается интернет-маркетолог
Работа специалиста заключается в том, чтобы придумать, как повысить доходы компании. Это можно сделать с помощью запуска контекстной или таргетированной рекламы, развития бренда, улучшения маркетинговой воронки и т.д.
Интернет-маркетолог:
- изучает существующие на рынке тенденции, целевую аудиторию товара, прогнозирует спрос;
- анализирует используемую конкурентами стратегию;
- продумывает варианты продвижения, согласовывает планы с руководством компании, распределяет задачи;
- находит подрядчиков и контролирует их работу;
- управляет бюджетом в рамках полномочий;
- постоянно отслеживает трафик, анализирует результат.
Например, заводить аккаунт «Уютного дома» в TikTok невыгодно, так как этот сервис преимущественно использует молодежь, а Пётра интересует более возрастная аудитория.
Что нужно знать
Работодатели часто считают интернет-маркетолога универсальным сотрудником, который одинаково хорошо разбирается в создании сайтов, копирайтенге, таргетированной рекламе, дизайне и т.д. Расскажем о профессиональных навыках сотрудника, занимающегося маркетингом в интернете:
- выстраивание маркетинговой стратегии;
- определение целевой аудитории и её потребностей;
- участие в создании продающих посадочных страниц (лендинга);
- web-аналитика;
- использование специализированных инструментов, обеспечивающих продвижение в интернете — seo, smm, рассылки, контекстная и таргетированная реклама и т.д.
Некоторые из этих задач маркетолог может отдать на аутсорс. Например, нанять того, кто будет под его контролем заниматься ведением соцсетей, собирать семантику для seo, создавать лендинги и рекламный контент.
Какие инструменты использует интернет-маркетолог
Специалист по сетевому маркетингу разбирается в различных направлениях продвижения. Приведем их краткую характеристику.
SEO. Поисковая оптимизация, направленная на повышение позиций сайта в поисковой выдаче. Для этого изучается статистика запросов. Страницы настраиваются так, чтобы посетитель смог быстро и легко найти информацию, содержащую полный, полезный и достоверный ответ на его запрос. Преимущество этой разновидности оптимизации в том, что однократно выложенный контент продолжает индексироваться и приносить трафик на протяжении всего времени существования сайта.
SEM — сетевой маркетинг и контекстная реклама. Тоже продвижение в выдаче, но позиция проплачивается, а не зависит от интереса пользователей.
Email-маркетинг — продажи с помощью регулярных рассылок писем. Интернет-маркетолог знает способы быстро собрать клиентскую базу. Он умеет сегментировать рассылку, чтобы определённые группы подписчиков получали разные письма и оставались заинтересованными, определяет её периодичность, пишет цепляющие заголовки и следит за тем, чтобы каждое послание было полезным. Преимущество инструмента — возможность с высокой точностью прогнозировать затраты и прибыль.
SMM и таргетинг — продвижение в социальных сетях. Выбираются те ресурсы, которыми чаще пользуется целевая аудитория продвигаемого товара. Таргетированная реклама — это платное продвижение в соцсетях. Она направлена на привлечение внимания заранее определённых групп пользователей с учётом их пола, возраста, места жительства, профессии, интересов и т.д.
Контент-маркетинг. Продающие статьи или видеоролики можно регулярно размещать не только на сайте компании, но и на партнёрских порталах и ресурсах. Маркетолог использует медийные платформы, договаривается о размещении контента с блогерами и СМИ.
Яндекс.Метрика и Google Analytics. Инструменты популярных поисковых систем, предназначенные для аналитики. Каждый раз их параметры нужно настраивать индивидуально, чтобы они соответствовали особенностям текущего проекта.
Востребованность
Представители бизнеса активно ищут специалистов в этой области. Опытный маркетолог умеет в одиночку планировать стратегию, которая сделает популярным нужный товар или услугу. Такой специалист решает важные для любого бизнеса задачи: привлекает покупателей, выводит на рынок новые товары и услуги компании, повышает узнаваемость бренда.
Статистические исследования показали, что в прошлом году именно профессия интернет-маркетолога оказалась самой популярной в сфере маркетинга и рекламы. Прогнозируется сохранение этого тренда в ближайшие годы, так как во всем мире ежегодно растёт количество продаж, которые совершаются онлайн.
По состоянию начало октября 2023 на hh.ru опубликовано около 1200 вакансий для интернет-маркетологов. Среди них есть предложения удалённой работы, а также — подходящие для не имеющих практического опыта новичков. Интернет считается каналом продаж с положительной динамикой выше, чем у прессы и телевидения.
Вход в профессию
Назовем несколько универсальных навыков, которые пригодятся новичку, стремящемуся к карьерному росту.
Коммуникабельность. Придётся много общаться, доносить до людей свои идеи и стратегии.
Креативность. Творческий подход к решению возникающих проблем и достижению поставленных целей повышает шансы привлечь внимание потенциальных клиентов и увеличить объём продаж.
Логическое мышление. Важно уметь видеть логические связи между совершаемыми действиями и достигнутым результатом, чтобы на основе анализа принимать обоснованные решения.
Умение работать в команде. Понадобится взаимодействовать с другими сотрудниками компании и координировать работу подчинённых.
Адаптивность. Интернет постоянно развивается, поисковые системы и соцсети меняют используемые алгоритмы. Маркетологу придётся корректировать выбранную стратегию с учётом актуальных обновлений.
Начать входить в профессию можно с работы ассистентом в отделе маркетинга. На первых проектах придется заниматься рутинными и простыми задачами. Со временем вы наберетесь опыта и сможете стать руководителем отдела.
Еще один вариант — работать в smm, seo и других смежных направлениях, имеющих отношение к продвижению бизнеса в интернете и привлечению новых клиентов.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества работы интернет-маркетологом:
- Для старта не требуется высшее образование. Достаточно окончить дистанционные курсы по этому направлению. Продолжить обучение можно и после начала работы.
- Большой выбор вакансий. Специалисты по интернет-маркетингу требуется во многих сферах бизнеса.
- Многозадачность. Понадобится сочетать в работе аналитику и креатив. Большинство проектов требует индивидуального подхода.
- Возможность одновременного ведения нескольких проектов. Зарплата зависит от объёма и сложности работу, которую вы готовы выполнить. Четкого предела здесь не существует.
Недостатки рассматриваемой профессии напрямую связаны с её достоинствами. Например, одновременное ведение нескольких проектов часто провоцирует повышенную усталость и стресс. Многозадачность нередко приводит к завышенным ожиданиям со стороны работодателя, который думает, что маркетолог — это одновременной копирайтер, таргетолог, дизайнер, редактор и т.д.
Ещё одна сложность связана с необходимостью быть в курсе постоянно происходящих в интернете изменений и обновлений. Важно отслеживать тренды маркетинга быть в курсе, особенностей новых инструментов веб-аналитики и уметь в нужный момент применить их на практике.