Найти в Дзене
КИНОФАРВАТЕР

Обращение к Марии Мазур, Александру Гусеву и воронежским театрам.

Оглавление

Сразу хочу предупредить подписчиков, что это разовый пост, который не мог не появиться, но в дальнейшем эта или другая подобная тема появляться не будет. Так что тех, кого, это не интересует, можете просто проигнорировать.
Политика канала не изменилась и меняться не будет.

В конце обращения будет петиция и если Вы её подпишите, сделаете мир чуть лучше.
___________________

Это письмо будет состоять из двух сегментов.

Первая его часть будет направлена к Марии Александровне Мазур и губернатору Воронежской области Гусеву Александру Викторовичу. Вторая к воронежским театрам и не только...

МАРИИ М. и АЛЕКСАНДРУ Г.

Сложно что-то добавить к вышесказанному, что уже неоднократно говорилось в комментариях от простых зрителей, в петициях, в новостях и письме от коллектива камерного театра. Хотя куда красноречивей и яснее может быть обращение от коллектива, который в едином порыве подписал документ, не признающий легитимность Вашего варварского решения, а именно ликвидирование Михаила Владимировича Бычкова с должности Художественного Руководителя его же собственного театра, который он создал в 1993 году.

Ничто так не характеризует человека, как его поступки и слова. По отдельным словам и различным поступкам можно составить какое-то впечатление о человеке и при этом ошибиться, но когда эти поступки и слова не совпадают (особенно когда речь идёт о конкретном предмете обсуждения), то ошибиться довольно сложно и, я могу предположить, что моё оценочное суждение касательно Ваших персон в данном случае не имеет оснований для того, чтобы быть искажением истины.
Это обращение не создано для того, чтобы обидеть лично Вас. Я пишу это в первую очередь, потому что риторика может показаться Вам резковатой, но это связано лишь с тем, чтобы ярче подчеркнуть ту или иную мысль, которую я выскажу далее. Тогда как у Вас будет возможность сравнить мою эмоциональность во втором сегменте этого поста, когда я буду обращаться не к конкретному человеку, а к театрам. Я также осознаю, что я моложе Вас и вы можете ссылаться на это с тем умыслом, что я, — безусая шпана, — сижу и чему-то учу вас, но возрастной авторитет не работает сам по себе. Его придумали в тот момент, когда человек был загнан в угол и всё, что ему оставалось — это козырять своим возрастом, который без должного авторитета, репутации, заслуг и просто хороших человеческих качеств не работает. Здесь я говорю с человеком, а не с его регалиями. Я здесь просто чтобы помочь Вам и тем, кто, возможно, увидет это обращение, разобраться в том, что Вы тут со своей администрацией написали и попробовать контраргументировать этот алогичный поток сознания, состоящий исключительно из штампов пропаганды.

О высочайших профессиональных качествах, премиях, достижениях, значимости авторитета, тех же регалиях Михаила Владимировича Бычкова, я повторять не буду. Само наличие такого ажиотажа и возмущения по поводу Вашего решения, никак публично необоснованного, мне кажется, говорит в первую очередь о том, что зритель и театральное сообщество не хочет расставаться с человеком, который стал известен благодаря своей творческой позиции, профессионализму и вкусу. И вот коллектив театра написал Вам открытое письмо, на которое Вы довольно оперативно ответили. Его бы я и хотел разобрать.

Начнём с того, что вы говорите о готовности диалога, чтобы найти точки соприкосновения, но где он был, когда Вы в одностороннем порядке решили уволить художественного руководителя без объяснения причин? Это та самая разница между тем, что Вы говорите, и что Вы делаете. Именно поэтому обесцениваются Ваш авторитет и регалии, неизвестно каким образом завоёванными. Ну, а какие выводы я должен сделать, если вы говорите шаблон о том, что готовы к диалогу, а потом убираете человека, который даже не знал, что этот диалог состоится. То, что Вы сделали, в театре называется «монолог».

"Мы понимаем опасения коллектива театра, но заверяем, что на творческой составляющей учреждения кадровые изменения должны сказаться в наименьшей степени или не сказаться вообще. Собственно, это будет зависеть от самих сотрудников и их преданности любимому делу."

Начнём с главного: творческая составляющая в кадровом плане уже изменилась, Вы убрали художественного руководителя, который был камертоном, секстантом, спусковым механизмом, ключом в создании успеха своего театра, который задолго до государственной поддержки был уже известен в театральном мире. В Воронеже так тем более.

По поводу теперь непосредственно коллектива, который вы довольно прозрачно попытались шантажировать, что, вероятно, свойственно чиновничьей практики.

Вам это будет сложно понять, хотя вы утверждаете обратное, мол, понимаете опасения коллектива, которые по вашему мнению состоят в том, что новое руководство всех к чертовой матери по увольняет... Но я вынужден Вас облагоразумить, актёры, выросшие в стенах Камерного театра под руководством автора, который руководил и при этом воспитал пару-тройку поколений потрясающих актёров, с которыми мне посчастливилось выходить на одну сцену, они не бояться увольнения. Они находятся на другом, нежели Ваша территория гешефта, уровне, к сожалению, недосягаемым для Вас, потому что Вы мыслите другими категориями: категорией страха потерять своё теплое местечко. Вам это, возможно, ближе и в этом нет ничего плохого, разумеется. Сверхзадача каждого человека в этой жизни — это расширить зону комфорта и быть счастливым. Важно только то, как человек добивается этого счастья и расширяет эту зону. Только вот актёры, конкретно этого театра, про это даже не думают, по крайней мере те, кто подписал письмо отправленное Вам. Это же доказывает добровольное, но при этом вынужденное из-за Вас увольнение на данный момент трёх уникальных, таких разных, но одинаково потрясающих актрис, с двумя из которых мне также довелось выходить на одну сцену. Вы говорите про преданность дела в своём ответном письме, хотя едва ли знаете, что это такое. По крайней мере, что такое театральное дело. Потому что как раз из преданности эти актрисы покинули свой родной театр, а остальная, лучшая часть коллектива, подписала то самое письмо.

Дальше Вы пишите.

"Отметим, что Камерный театр — это не частная собственность кого-либо из его бывших сотрудников, поэтому требование непременно вернуть Михаила Бычкова нам кажется не совсем корректным."

Корректно ли увольнять художественного руководителя в юбилейный 30 сезон, без объяснения объективных или хотя бы внятных причин, Вы тактично умолчали... Это тот подарок, который уж точно никто не ждал, но который никто не забудет.

По поводу того, что Камерный театр это не частная собственность.

Она и не Ваша.

Она принадлежит жителям города и не только миллионника Воронежа, а всей России, потому что Камерный, который входит в десятку лучших провинциальных театров нашей с Вами страны, известен далеко за пределами Воронежа и даже Российской Федерации.

Архитектор строит и планирует, учитель учит, врач лечит, а Ваша прямая обязанность, за которую Вы получаете свои деньги: делать жизнь граждан лучше. Но Вы умудрились сделать только хуже... Вы и Ваша администрация, да и государство в принципе, должно вмешиваться в такого рода кадровые вопросы, только в том случае, если появилась какая-то проблема с налогами в особо крупных размерах, потому что тогда собственность жителей города, получается работает им во вред, а такого быть не должно.

Вам чиновникам всегда кажется, что кто-то Вам что-то должен. Театр приносит Вам денег, исправно платит налоги, повышает репутацию города, является его гордостью, он выполняет свой контракт, который был подписан в 2003 году, если не ошибаюсь, когда государство ПОДДЕРЖАЛО, это ключевое слово, не создало, не спасло, не реабилитировало, а ПОДДЕРЖАЛО частный камерный театр, который как-то существовал без его помощи добрых десять лет да ещё и в 90-х, не имея при этом развлекательного или детского материала, на котором выезжают обычно частные театры, чтобы как-то выживать и зарплату людям платить. Вы должны быть заинтересованы, чтобы жизнь города становилась лучше, это ВЫ должны быть преданы делу и наказывать только в том случае, если Вам вдруг не выдали зарплату. Если бы вопрос увольнения касался бы того, что Михаил Владимирович обманывал граждан и администрацию города, то я был бы первым, кто хотел бы расследования, чтобы возрадоваться, очистив имя своего мастера, или же сокрушится, узнав о том, что я учился у нечестного человека 4 года. Но до тех пор, Ваше решение напоминает какой-нибудь акт из пьес Ионеско. Это абсурд. Вам нужно понять, что сотрудничество с государством не подразумевает рабовладельчество и раболепство. Впрочем, справедливости ради, это нужно понять не только Вам. Вам платят налоги и не малые, согласно закону и обязанностям, а Вы хотите большего, чтобы Вам в ноги кланялись? Боялись Вас? Испытывали пиетет? Но его не будет в тот момент, когда Вы превышаете свои полномочия. Хотя когда-то он безусловно был...

Далее...

"Думаем, в первую очередь коллектив должен отталкиваться от интересов своего нынешнего работодателя и зрителя."

Коллектив должен отталкиваться от интересов своего нынешнего "работодателя". Это кого, простите? Про кого идёт речь? Если Вы про администрацию города, губернатора, президента не дай бог, или минкульта, то Вы ошибаетесь, потому что, во-первых, Вы не работодатель, Вы партнёр, который не является создателем этого театра, которое государство не замечало десять лет с момента открытия, даже после получения Золотой Маски в 2001 году. Вы спонсор, который получает свои дивиденды с этого проекта во многих аспектах: кассовых, туристических, репутационных, художественных и т.д... Ну, а во-вторых, конечно, это лишний раз подчёркивает мою теорию о том, что вы относитесь к этому как к рабовладельчеству.

И, да, Вы пишите, что театр должен отталкиваться от интересов зрителя, помимо того, что этого не делаете Вы, увольняя главного человека в этом театре, Вы не осознаёте, что этот зритель нескончаемым аншлагом ходит в свой любимый театр уже 30 лет, усаживаясь на ступеньках, чтобы только увидеть спектакль, скажем, трёхлетней давности. А какой ажиотаж происходит в день премьеры? И это делается исключительно за счёт художественного руководителя. Другого доказательства даже приводить не надо. Если бы в театр НЕ ходили, через раз хаяли постановку, то я бы понял природу такого вопроса, как смена художественного руководителя, но сейчас это сиюминутное решение в одностороннем порядке, крайне, повторюсь, невнятное. Билеты на спектакли покупают за считанные дни, как только они появляются в афише. Из личного опыта могу поделиться таким наблюдением. В день открытия продаж билетов на Платоновский Фестиваль, чьим создателем также является Михаил Владимирович, я впервые увидел то, что, может, Вы застали в советское время, тогда как я в нынешней России в эпоху онлайна увидел впервые. Я увидел очередь. Очередь от входной арки Камерного Театра до самой кассы. Было девять утра при том, что театр открывается в десять. Так о каких интересах зрителя Вы нам, — зрителю, — пытаетесь рассказать? И знаете ли Вы вообще о наших интересах, находясь далеко выше черты среднего класса?

Далее, вы подытоживаете.

"Зрителя, который ждет продолжения работы Камерного театра, пусть и уже с новым художественным руководителем"

Я думаю, Вы уже догадались, что тот зритель, которого я Вам тут описал, не хочет видеть продолжение работы Камерного театра с новым художественным руководителем, которого там быть не должно в тот момент, когда насильственно убрали предыдущего, чей авторитет и доверие зарабатывался годами. Вы хотите всё испортить за один только росчерк пера и всучить первого удобного художественного руководителя из удобных Вам претендентов. А что же другие жители города, которые недовольны политикой и художественной составляющей Камерного Театра? Вы их проигнорируете, спросите Вы меня, наплюёте на их мнение и голоса. И я допускаю, что такие люди в Воронеже, безусловно есть. Это глупо отрицать. Нельзя понравится всем. Вам, например, Камерный не нравится. Только если бы в городе миллионнике был один такой театр, то тогда бы этот разговор имел бы смысл, а так это вопрос, который Вы могли бы манипулятивно задать — не имеет смысла. У людей есть выбор, причём довольно обширный, потому что Воронеж, один из любимых моих городов, в первую очередь театральный и именно поэтому он один из любимых у меня. И это ещё одна причина, по которой этот пост вообще появился, потому что Вы делаете сейчас больно. Делаете всё возможное, чтобы я любил этот город меньше, будучи эмоционально привязанным к нему. Люди сходят в любой другой театр, если по каким либо причинам, их не устраивает Камерный, но вероломно ликвидируя художественного руководителя, Вы ограничиваете выбор тех, кто в него ходит. И таким образом, это Вы плюёте на их мнения и голоса. Смена людей на этом посту, закономерно, тут я с Вами согласен. Любой коллектив через это проходит, но только в трёх случаях. И мне удивительно, что я должен Вам это объяснять:

1) Жители города не ходят в театр.

2) Худрук отправлен в тюрьму.

3) Смерть.

То, что сделали вы, это похоронили живьём.

Вообще, хотел бы я оказаться на этой встрече, которая состоялась между Вами и коллективом. Это интересно даже с актёрской точки зрения. Просто увидеть, как орк объясняет детям почему им не стоит беспокоиться о том, что он забрал у них отца и съел его, при этом великодушно пообещав нового.

Мария Александровна, Александр Викторович, Вы поймите, что это такие как Вы, приходят и уходят. И ничего ни для кого не меняется глобально. А для театра, созданного конкретным человеком, сформировавшим его таким, каким полюбили по всей России, как премиально, критически и кассово, ликвидирование этого человека с должности — это фатальные перемены, которые ведут театр к гибели, без возможности реинкарнации в случае если бы Михаил Владимирович и труппа театра добровольно и ненасильственно вместе с администрацией (!) избрала бы достойного преемника. А то, что предлагаете Вы, это не реинкарнация, которая раньше срока невозможна, а эксгумация. И новый удобный для Вас худружочек ей не подлежит. Если театр будет гибнуть революционно, то город также подвергнется изменениям, хотя и более медленно, эволюционно, но лучше от этого Вы своему городу точно не сделали.

Такой популярности, вероятно, у Вас никогда не было, пока Вы не сломали идеально работающий механизм. Пару новостных сводок, где о Вас говорят крайне нелицеприятно, не считается. Вы словно активистки, которые обливают краской картины Моне, чтобы заявить о своей позиции, только в отличии от Вас, чтобы что-то донести до людей у них есть хотя бы идеология и цель, с методами которых я безусловно не согласен даже с учетом благородства цели, но у вас только пубертатная прихоть без должной артикуляции мысли или довольно взрослое желание угодить кому-то сверху и не потерять теплое местечко. Или самоутвердиться, потому что когда половина жизни прожита, а впереди другая, — не самая лучшая, — то я могу понять Ваше состояние обречённости и страха. И конечно, ощущение нереализованности, учитывая Ваше образование актрисы, Мария Алексанна, в нашей Воронежской Академии Искусств. Что сказал бы Ваш мастер, когда узнал бы это?

Это и поражает, что Ваше актёрское прошлое, хоть, вероятно, и не состоявшееся, как бы Вам хотелось, раз Вы ушли в чиновники, могло бы послужить толчком к развитию искусства в городе, но Вы выбрали путь разрушения. Вы могли оставить свой след в истории, как господин Гордеев, но Вы вместо этого оставили свой мазок на уже сформировавшемся полотне, которое полюбил и город, и коллектив театра. Нет, с одной стороны, конечно и поэтому можно запомнить человека и через экспертизу узнать, кто это сделал. А в последствии увидеть новостной заголовок в виде белого стиха:

"Мария Александровна мазок
оставила в истории".

Однако ещё не поздно. Если уж в Рай вместе с Христом попал преступник после раскаяние за мгновение до смерти, то и у Вас получится. Главное не опоздать. Жители Воронежа, за которых Вы якобы так переживаете да и вся театральная Россия, в Вас верит. И это не сарказм или метаирония. Я искренне верю в Ваше признание, которое полностью реабилитирует Ваш низкий поступок, который неизбежно станет просто ошибкой, а их совершают все. Это нормально. Более того, при правильном маркетинге, Вы если постараетесь, сможете обернуть это в таком ключе, мол, это Вы вернули художественного руководителя обратно и спасли театр.

На этом заканчивается моё обращение к Вам и постараюсь коротенечко сказать пару слов воронежским театрам.

УВАЖАЕМЫЕ ВОРОНЕЖСКИЕ ТЕАТРЫ.

Вы не охренели? Может, Вы не ходили с упоением на спектакли Михаила Владимировича, не выуживали пригласительные, не были алчущими до искусства, когда появлялась новая премьера? Открывалась очередная выставка, мастер-класс, лекции, пресс-конференции, не были заинтригованы, когда была создана танцевальная группа? Не ожидали как манны небесной Платоновского Фестиваля, которого ждали сразу же, как только заканчивался предыдущий? Не участвовали в Маршаке, который также создал Бычков. Не слышали про Мандельштамфест? Куда Вы делись и почему не оказываете поддержку своим коллегам, а если и оказываете, то ничтожно малую. Конечно, если Вы в шаге о того, чтобы перекрыть афиши своих спектаклей буквой Z и смешивать грязную на фоне искусства политику, не имеющую отношения к этому вообще, то едва ли эта рефлексия Вас касается.

А те, кто сомневается и думает отсидеться, Вас это коснётся так или иначе. Уберут без объяснения причин неудобного человека или проверят не подлежащую пожарную безопасность. По всей стране идёт и славится мин.культ убийства. В какой пещере, если не в отверстии поглубже, нужно находиться, чтобы не замечать этого? Я обращаюсь к другим театрам и ко всем адекватным артистам, часть из которых, когда-то вообще-то работала в Камерном... Художникам, режиссёрам, критикам, худрукам, студентам, абитуриентам и вообще любым театралам, кто хоть как-то относится к театру по всей России:

"Неужели вы не слышите плесень в голосах?
Неужели вы не видите, как всё идёт нах?".

Я не говорю о радикальных каких-то мерах типа забастовки. Но если вы не подписали петицию и/или не высказались публично, то Вы соучастник. И когда уже придут за вами, эта тишина будет зеркальной.

Я бы хотел верить, что я ошибаюсь, но до тех пор я буду утверждать очень простую мысль: "Мы все в опасности". И виноваты в этом мы с вами.

Петиция.
https://vk.com/petition#p=83272