Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Последняя реликвия» - советский боевик плаща и шпаги

Для начала – лирическое вступление. Когда я впервые смотрела этот фильм в возрасте пяти лет, я думала, что это – какие-то очередные приключения Робина из Локсли, то бишь Робин-Гуда.

Всё говорило об этом – красивый мужчина, скачущий по лесам и называющий себя «вольным человеком»; ещё какие-то не менее вольные стрелки, борющиеся за всё хорошее против всего плохого; феодалы-монастыри – в качестве фона.

Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Скриншот.

Это – тоже интересный момент: советские дошкольники массово знали, кто такой Робин Гуд и считывали этот образ при взгляде на условно-средневековый образ «лесного воина».

Потом, лет в двенадцать-тринадцать, увидев на афише «Стрелы Робин Гуда» (1975), подумала, что «вот оно», но – нет. Было даже разочарование – хотелось совсем другого, того, сюжета.

Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск. Фото автора романа - Эдуарда Борнхёэ. Википедия.
Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск. Фото автора романа - Эдуарда Борнхёэ. Википедия.

О чём я? О «Последней реликвии» (1969) – экранизации романа «Князь Габриель, или Последние дни монастыря Святой Бригитты», написанного видным эстонским интеллигентом - Эдуардом Борнхёэ в 1893 году.

Он за свою жизнь сменил много профессий. Его путь - от чертёжника в конторе землеустроителей в Петербурге до церковного органиста, домашнего учителя, путешественника, публициста, мирового судьи. И - писателя.

Афиша фильма «Последняя реликвия» (1969).
Афиша фильма «Последняя реликвия» (1969).

В общем, прожил бурно, интересно, хотя, и бедно. Действие книги и – фильма происходит вовсе не в Средние века, но уже на излёте Ренессанса – в 1580-х годах и фоном - правда лишь в романе - служит Ливонская война.

Кстати, главный герой Габриэль по книге …русский, княжий сын Гавриил (его отец скрывался в Лифляндии от опричного террора), но в сценарии его сделали местным, так как это было бы достовернее с точки зрения фабулы.

Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Скриншот.

Ещё момент – к созданию «Князя Габриэля…» автора подтолкнуло ознакомление с «Князем Серебряным» Алексея Константиновича Толстого. Но обратимся к фильму! Это – историко-приключенческая мелодрама, где любовь «рифмуется» с кровью.

Сюжет «плаща и шпаги», какие были популярны во Франции 1950-1960-х годов, а некоторые изюминки прямо позаимствованы из многоизвестной «Анжелики» - например, там, где Ингрида Андриня эффектно откидывалась на подушки и глядя зрителю прямо в глаза…

Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Скриншот.

Справедливости ради, стоит отметить, что героиня «Последней реликвии» куда как более целомудренна, чем Маркиза Ангелов. Итак, умирает старый аристократ Рисбитер, завещая своему неказистому сыну ларец с мощами Святой Бригитты.

Местный монастырь желает прибрать к своим рукам сей артефакт, но Рисбитер-младший соглашается на это с одним условием... Если ему отдадут в жёны Агнес фон Мённикхузен (Ингрида Андриня), племянницу аббатисы (Эльза Радзиня).

Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск.ру.

Но красавица Агнес встречает во время конной прогулки некоего Габриэля, назвавшего себя вольным человеком (Александр Голобородько). Он прекрасен собой, ловок и дерзок. Всё, что нравится хорошим девочкам!

Он – союзник крестьян-повстанцев, борющихся с монастырём и местными феодалами. Собственно, по факту они боролись за становление лютеранства, но в советской кинокартине фокус смещён, и о Лютеровой ереси звучит всего несколько слов в самом начале.

Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Скриншот.

Разумеется, Агнес в конечном итоге влюбляется в Габриэля, и у неё начинается жизнь, полная опасностей. Скачки, погони, сражения, плен, спасение, поцелуи в лесной чаще у костра, переодевание в мужское платье и прочие атрибуты романтики.

А в это время главы монастыря плетут интриги за игрой в шахматы. Великолепен Ролан Быков в образе католического иерарха - эффектен и карикатурен одновременно. Также прекрасен офис монастыря с пневматической почтой.

Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск.
Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск.

И, конечно, положительные герои, пройдя все испытания соединяются навеки. А испытания там, ой, какие жёсткие! Единственное, что сейчас неприятно видеть – это захват и разгром монастыря.

Повторюсь, изначально то была тема утверждения лютеранства, а не полного отказа от Бога. Здесь же всё представляется, как атеистический бунт. Протестантизм отрицал реликвии, что нам и показали. Но!

Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск.
Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск.

...Но крестьян, разбивающих алтари и поджигающих монастырь, изобразили, как революционеров, а не как борцов с властью Папы. В финале Агнес и Габриэль едут во главе крестьянского войска.

Куда? В направлении светлого будущего, как всем нам казалось. Нелишне упомянуть прекрасную режиссуру Григория Кроманова, и чудесную музыку Уно На́йссоо, стилизованную под Ренессанс, и голос Георга Отса.

Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск.
Кадр из фильма «Последняя реликвия» (1969). Кинопоиск.

Да, вишенка на торте - художником фильма был Рейн Раамат, чей мультфильм «Большой Тылль» и ныне считается наиболее страшным мультом всех времён и народов. В общем, «Последняя реликвия» - шедевр во всех отношениях...

Zina KorZina (c)

  • И ещё один прибалтийский шедевр: