С интересом прочитала исследование Есиной О.Б. о влиянии характеристик стрессогенного события на клинические особенности ПТСР у детей. Захотелось поделиться, т.к. на мой взгляд, это очень интересное исследование.
В статье описывается проведенное исследование среди 65 детей и родителей (или опекунов), разделенных на основную и контрольную группы, где основная группа исследования была представлена родителями пациентов детской психиатрической службы с установленным диагнозом ПТСР. В контрольную группу входили родители и школьники без установленного диагноза ПТСР. Целью исследования было выявить влияние типа стрессового события на симптоматику ПТСР у детей.
Автор пишет о том, что по сравнению со взрослыми, пережившими аналогичные психотравмирующие события, у детей отмечается более высокая вероятность развития ПТСР.
!В результате исследования двух групп было выявлено, что наибольшую степень тяжести ПТСР у детей вызвали такие травмирующие события, как:
физическое насилие,
сексуальное насилие
буллинг.
Из чего можно сделать вывод, что роль буллинга, как травмирующего события, часто недооценивается родителями и педагогами.
Средняя степень тяжести ПТРС вызвана такими травмирующими событиями, как
потеря родителей.
потеря одного из родителей
Что возможно связано с большей поддержкой со стороны близких, нежели, чем при насилии.
Легкую степень ПТСР вызывал
пожар,
что как отмечает автор, вероятно может быть связано с восприятием пожара, как контролируемого события.
В результате исследования выявлено, что психологические травмы хронического характера проявляются повышенной тревожностью, сниженным настроением, эмоциональной лабильностью, резким изменением поведения.
ПТСР у детей при хроническом воздействие психической травмы на ребенка отличается сглаженностью внешних симптомов и отсутствием ярких изменений в состоянии ребенка, и это может приводить к тому, что родители и специалисты не смогут верно оценить реальное состояние ребенка.
В исследовании отмечается, что родители и опекуны 5 детей не имеющих диагноза ПТСР, также отметили наличие сильных психотравмирующих событий в жизни ребенка. Родители и опекуны отмечали 1-2 симптома ПТСР в течение месяца, затем симптомы пропадали. Автор делает вывод, что в этих 5 случаях совокупное действие факторов, повышающих стрессоустойчивость ребенка, оказалось сильнее, чем воздействие травмирующей ситуации. Считаю, что это тоже важное заключения, интересно было бы изучить все факторы, которые могли положительно сказываться на стрессоустойчивости ребенка.
Из всего этого можно сделать выводы, что наиболее частым травмирующим событием, вызывающим тяжелую степень ПТСР являются: физическое, сексуальное, психологическое насилие, жертвой которого становится ребенок, а также смерть родителей в несколько меньшей степени. Насилие, вызывает наибольшую тяжесть ПТСР у детей по сравнению с воздействием других видов травм, даже таких, как смерть родителей. ПТСР, вызванное хроническим стрессовым событием, сглаживает симптомы и не имеет четких диагностических проявлений, что мешает постановке диагноза.
Интересно, что буллинг, как вид психологического насилия, похоже сильно недооценивается взрослыми. Психологу особенно важно иметь определенные компетенции для помощи жертвам буллинга. Исследование еще раз подтверждает, насколько сильно важна поддержка взрослых и социума при переживании травмирующего события детьми. Насколько эффективной может быть помощь. Здесь нужно чуткое отношение, крепкий терапевтический альянс с родителем и ребенком.
В своей работе достаточно часто встречаю уже взрослых людей, которые до сих пор страдают от последствий буллинга. Предположу, что процент таких людей достаточно высок.
И хотелось бы, чтобы родители были более чуткими к своим детям. И роль школы колоссальна, но как ни печально, в большинстве случаев ребенку в школе никто не поможет.
Хотелось бы, чтобы в наших школах учили не только ОБЖ, а в целом безопасности, закладывали основы коммуникативных умений, умений жить и общаться в социуме, решать конфликты, учили не бояться обращаться за помощью, давали знания куда обращаться, и другие знания психологии, которые помогут детям и подросткам.
С уважением, клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, Коллин Ирина, тел. 8-906-099-33-37
telegram ircollin
Автор: Ирина Коллин
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru