Над базаром в Намангане, как восточная цитадель, нависает глухими кирпичными стенами известнейший исторический памятник города - медресе Мулло-Киргиз начала ХХ века, фасадом выходящее на прибазарную площадь, за которой виднеется фасад центральной гостиницы:
-А что это за мулло? Он правда киргиз был?
-Почему это киргиз? Просто звали его так!
Ну а легенда гласит, что Киргиз (думаю, таки действительно спустившийся сюда с гор Тянь-Шаня) был странствующим богомольцам и строителем-каменщиком, исходил весь Туркестан, а в Намангане, где впервые вышел в люди и приобщился к исламу, мечтал построить медресе. Участок земли у базара тогда держал богатый купец Дадибай, и мулла посватался к его дочери, чтобы потом убедить тестя отдать землю под богоугодное дело. Было это не в какие-то стародавние времена, а в 1910-14 годах:
И если издалека Мулло-Киргиз выглядит вполне типично для среднеазиатской архитектуры...
...то вблизи хорошо понимашь, что перед тобой образец только-только оформлявшегося накануне революции "туркестанского модерна":
Несколько его образцов я помню в Бухаре, Хиве и Самарканде, но самые завершённые примеры такой архитектуры - именно в Намангане:
Жёлтый "николаевский", а в те времена "солдатский" кирпич Киргиз закупал у русских:
В публикациях прессы Мулло-Киргиз начала 1990-х часто выглядит этаким наманганским Аламутом, крепостью исламских радикалов, только не ассасинов, а куда более привычных в наше время ваxxабитов. Первой исламистской организацией в городе был "Адолат", или "Партъсезд-9", по своим методам более близкий к нашему РНЕ или соседским националистам - если верить публикациям, крепкие бородатые молодчики оттуда ходили по городу да боролись с тем, что считали безнравственностью.
Их разгромили ещё в 1992-м, но на сцену вскоре вышли уже настоящие теppopиcты под руководством независимых друг от друга Тахира Юлдашева (местное крыло небезызвестного "Хизбут-Таxpиp") и Джумабая Ходжиева (организация "Тayбa") по прозвищу Джума Намангани .
Год спустя оба они бежали от разгрома силовиками сначала в охваченный гражданской войной Таджикистан, в оплот повстанцев Курган-Тюбе,, а затем, подобно басмачам - в Афганистан, где в 1996 году объедились между собой и с другими подобными группировками в "Исламское движение Узбекистана" (ныне ячейка организации, запрещённой в России) со штаб-квартирой в пуштунском Кандагаре.
Но в патриархальной Ферганской долине у них оставалось много сторонников, и всерьёз наманганские исламисты заявили о себе в 1999 году: в феврале - серией теpaктoв в Ташкенте, а осенью того же года нападением с территории Таджикистана на киргизский Баткен. Позже был ещё кровавый мятеж в Андижане, но за ним стояли уже другие, исходно андижанские, силы.
Намангаских исламистов же в итоге обезглавили "наши уважаемые партнёры": Джума Намангани погиб в 2001 при обороне Кундуза, а Тахира Юлдашева убил в 2009 году где-то в Пакистане американский беспилотник.
Медресе Мулло-Киргиз ещё в начале 1990-х было закрыто вновь, и ныне его кельи занимают, как часто бывает в Узбекистане, всякие мастерские да лавки. О том, что четверть века назад здесь был замок джихада - не напоминает совсем ничего:
Впрочем, иногда в некоторых публикациях встречается формулировка "мечеть Мулло Киргиз (Атауллахан)", авторы которой видимо не знают, что это разные объекты. Атауллаханова мечеть расположена парой километров дальше по той же улице, и слышал от местных, что на самом деле гнездом ваxxабитoв была именно она.
Но роднит её с медресе Мулло-Киргиза не только мрачная репутация, но и архитектура - судя по всему, у них был один архитектор, и на мой взгляд Атауллахан - самый яркий, я бы даже сказал единственный завершённый образец туркестанского модерна, не развившегося дальше лишь потому, что эта мечеть была построена в 1915 году, за год до крушения старых укладов:
Больше всего впечатляет, конечно же, ребристый купол - его высота 19 метров, ширина 13 метров. В мечети идёт реставрация, и зайдя в ворота, я был окликнут пившими чай работягами, тут же пригласившими меня присоединиться. И я был бы рад, но заезжал сюда на такси, ждавшем меня снаружи.
При ближайшем рассмотрении самая эффектная деталь мечети - кирпичная паутина в михрабе:
По дороге от Мулла-Киргиза к Атауллахану - очень странный мост через канал да 4-лепестковая башня то ли чайханы, то ли торгового центра при базаре, а за ними - девственная сельва махаллей...