Фильм многие считают неудачным у Владимира Меньшова. Мне же так не кажется, объясню почему.
Перед нами комедия положений, да не просто фильм со смешными ситуациями и героями, а фарс, сатира. У Меньшова есть комедия «Любовь и голуби» (1984), например, и уж как там пародийно показана деревенская Надя и чопорная Раиса Захаровна, да и сам чудной Василий Кузякин. И все признают художественное достоинство комедии. А в «Ширли-Мырли» Меньшов лишь довел данный прием до абсурда. Потому что мог себе позволить, да и было как раз время жанровых экспериментов, открытий.
По моему мнению, у комедии «Ширли-мырли» масса достоинств.
Актеры играют прекрасно, именно такого поведения персонажей и ждешь в фарсовой комедии, это действительно смешно. Гаркалин и Алентова в ролях разных персонажей убедительны. Инна Чурикова само собой отличная комедиантка. Даже герои второго плана получились броскими и запоминающимися. Не шаблонные, хоть и узнаваемые, а со своей изюминкой.
Например, суровый мафиози Козюльский-Джигарханян, и как он постоянно пытается быть невозмутимым. Или интеллигентный Алексей Феофилактович в беретке, который постоянно хочет всех «кончать». А сотрудник Загса, с ухватками спецслужбиста, когда орет: «Отвечать, когда спрашивают! В глаза смотреть, кому сказал!». И многие другие.
Во-вторых, если в фильме и есть приметы того времени, то никто особенно не насмехается над ними, как некоторые видят. Над бедностью народа, например. Наоборот, в конце «Спаситель» спасает страну. Даже умиляет такая наивная фантазия.
Милиционеры хоть и поданы также комично-неловкими и глуповатыми – все же люди честные, реально ловят Кроликова. Конечно, рассчитывая на повышение за свою работу.
Есть еще такая примета времени, как вездесущий телевизор, по которому нон-стопом идут новости, и надоедливые журналисты с микрофонами.
А главная мысль фильма тоже простая и добрая. Даже христианская, можно сказать. Все люди – братья.
Ведь в конце концов ксенофобская риторика Кроликова, которому везде мерещится заговор масонов и принижение русского народа, не находит подтверждения. Его братья других национальностей (других национальных идентичностей) легко идут с ним на контакт и даже рады обрести нового родственника.
А из минусов могу отметить только затянутость некоторых сцен и необоснованную потерю интереса к алмазу "Спасителю России", который Вася Кроликов сам отдает в итоге властям. Но на то он и фарс.
Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь.
Почитать еще: