Почему ругали самозарядную винтовку Токарева

3,9K прочитали

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей о СВТ-40. И сегодня поговорим о том, за что и почему эта самозарядная винтовка подвергалась жесткой критике в годы Великой Отечественной войны (ссылка на другие статьи цикла будут в конце).

Бойцы РККА с СВТ.
Бойцы РККА с СВТ.

За что ругали?

Цитат, которые демонстрируют весьма критический настрой бойцов и командиров РККА к самозарядной винтовке Токарева обр. 1940 года, на просторах интернета огромное количество. И чаще всего их приводят, чтобы обосновать вывод о плохой конструкции оружия, которая была плохой не только потому, что часто ломалась, но и потому, что даже для обслуживания системы требовала определенного уровня образования от стрелка.

Самой "универсальной" можно считать цитату, опубликованную в журнале "Калашников" и приписываемую кому-то из участников войны (правда, без ссылок на источник):

"Самозарядная винтовка СВТ в боях себя далеко не оправдала, ввиду ненадежности автоматики, сложности обращения, а также веса и габарита, что являлось бойцам большим нежеланием вооружаться винтовкой СВТ".

На самом деле в ходе Великой Отечественной войны объем выявленных проблем у СВТ был весьма и весьма приличным и, помимо чисто "сервисных" проблем был целый "воз" проблем сугубо технических: тугая экстракция, поперечные разрывы гильз, трещины в ствольной коробке, плохая отладка магазинов и т.д. и т.п.

Однако, анализ имеющейся информации позволяет говорить, что значительная (если не бОльшая) часть проблем СВТ-40 была связана не с плохой конструкцией оружия и даже не с плохим уходом за ним, а с проблемами производства.

Так, Д. Устинов, нарком вооружения, в мемуарах упомянул массовые жалобы на поломку пружины подавателя в винтовке. Как оказалось,

"пружины изготовлялись с нарушением технических требований и условий".

О проблемах с качеством изготовления самозарядных винтовок говорит и тот факт, что при осмотре автоматических винтовок, представленных заводом-изготовителем на испытания (!!!) весной 1943 года (!!!), обнаружены

"грубая обработка ствольной коробки, плохая подгонка кожухов, слежение курка, задевание газового поршня за кожух, вылет шомпола, расклепывание толкателя, поломки выбрасывателя и штифта ударника" (цит. по: Чумак Р.)

Чтобы в полной мере оценить качество изготовления АВТ, присланных на испытания, следует упомянуть тот факт, что специалисты ГАУ даже не смогли провести весь цикл испытаний оружия.

Стоит отметить и тот факт, что в мае 1942 года возврат винтовок, признанных военной приемкой бракованными по неотражению гильз достиг 100%. В октябре 1942 года по этой и некоторым другим позициям брак достигал 50%.

В качестве технологических дефектов фигурировали:

"низкая чистота обработки поверхностей деталей автоматики, дефекты патронника и канавок Ревелли ("провал" некоторых размеров патронника, заусенцы и рваные края канавок, неправильность их расположения), тугая экстракция и обрывы гильз, нарушение правильности обработки пазов для затворной рамы в ствольной коробке, нарушение лекальности магазина, неудовлетворительное качество поверхности стали, шедшей на производство магазинов, поломки автоспусков из-за некачественной закалки, разностенность стволов и ствольных коробок, выходящая за пределы ТУ, не удовлетворяющая ТУ прямизна канала ствола, нецентренность втулки надульника с задеванием ее пулей и резким падением кучности стрельбы, выпадение магазина и шомпола при стрельбе" (цит. по Р. Чумак).

Естественно, часть винтовок с дефектами все равно попадали в войска.

Памятка времен Великой Отечественной войны.
Памятка времен Великой Отечественной войны.

Почему ругали?

"Ларчик" открывается просто.

Перед началом Великой Отечественной войны производством самозарядных винтовок Токарева занимались три завода: №314 в Туле, №74 в Ижевске и №460 в Подольске.

Неудачное начало Великой Отечественной войны в корне изменило ситуацию: Ижевский завод был переведен на выпуск винтовок обр. 1891/30 годов, Подольский завод был эвакуирован и перепрофилирован на производство ППШ и других образцов, а выпуск СВТ был возложен на Тульский завод №314, который тоже был эвакуирован и официально начал свою работу на новом месте 26 ноября 1941 года, но, начав собирать винтовки из оставшихся деталей уже 16 ноября, к концу месяца собрал 910 единиц.

Однако, последний оставшийся завод вынужден был налаживать производство фактически в чистом поле, параллельно обучая новых работников (для подготовки кадров было создано специальное техническое училище, в котором обучались эвакуированные подростки), строя цеха и подъездные пути к ним и к основной ветке железной дороги, устанавливая оборудование и производя оружия согласно весьма приличному плану.

Неритмичность поставок вела к простою цехов и, соответственно, "штурмовщине" в конце месяца и квартала, что также влияло на качество работ. Не хватало инструментов и даже тары (некоторое время изготовленное оружие грузили в кузова машин навалом).

Надо упомянуть и производство автоматических винтовок Токарева: согласно Постановления от 20 июня 1942 года завод перешел на выпуск этой системы с планом выпуска 5.000 единиц в июне и 23.000 единиц в июле. А в октябре завод должен был уже делать 30.000 винтовок АВТ ежемесячно.

Стоит ли удивляться высокому проценту брака весь 1942 и 1943 годы?

Справиться с браком удалось только к началу 1944 года и только в июле 1944 года заводчанам удалось наладить производство автоматических винтовок Токарева с 1,05% задержек на произведенную партию, причем бОльшая их часть пришлась на проблемы магазина.

К этому времени завод превратился в мощное предприятие - 32 цеха, 11 отделов и 10.887 работников.

Но время ушло: 3 января 1945 года было принято Постановление, в котором предписывалось прекратить производство автоматической винтовки Токарева. История самозарядной винтовки Токарева подошла к концу.

Всего за время работы завод №314 изготовил 626.687 винтовок Токарева всех модификаций.

СВТ-40. Плакат.
СВТ-40. Плакат.

Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"

На мой взгляд, самозарядная винтовка Токарева может претендовать на звание самой невезучей самозарядной винтовки в истории оружия:

1. Производство СВТ-40 было налажено практически в канун Великой Отечественной войны, из-за чего солдаты банально не успели освоить новую и сложную (по сравнению с винтовкой обр. 1891/30 годов) систему, но "крайней" оказалась именно винтовка (и, для современных "знатоков", конструктор).

2. Налаживание производства на пустом месте в условиях жесточайшего дефицита времени неизбежно пагубно сказалось на качестве производившихся винтовок, но "крайним" снова оказалось оружие (и, для современных "знатоков", опять конструктор).

3. Обстановка первых лет Великой Отечественной войны явно не способствовала возможности осваивать все еще новую для призывавшихся солдат винтовку, но крайней все равно осталась СВТ-40 (и, для современных "знатоков", снова конструктор).

В общем, нет повести печальнее на свете, чем повесть о невезучей "Свете"...

Кстати, предположу, что на испытаниях 1943 года, где СВТ-40 прилично проиграла немецкой G-41 Walther в надежности, и о которых я рассказывал чуть раньше, с нашей стороны участвовали как раз эти винтовки военного производства...

И еще раз - отдельная благодарность Руслану Чумаку за его книгу "Самозарядные и автоматические винтовки Токарева".

Цикл статей о самозарядной винтовке Токарева будет продолжен.

Не пропустите!

Об испытаниях СВТ и G41 можно прочитать здесь.

#историческое оружиеведение #самозарядная винтовка Токарева #оружие второй мировой войны #СВТ-40

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!