Найти тему

Пространства и воздух, сотканные из линий. Графические интерьеры Татьяны Шишмаревой.

Попался недавно на глаза кусочек интервью Бродского:

«Я думаю, что все-таки зима. Если хотите знать, то за этим стоит нечто замечательное: на самом деле за этим стоит профессионализм. Зима — это черно-белое время года. То есть страница с буквами. Поэтому мне черно-белое кино так нравится, знаете...»

Который день уже идет снег. Заливает белилами все пространства снаружи. Оставляет отсвет в комнатах. Яркое окно притягивает взгляд, оставляя остальные предметы где-то в полутени.

Возникла ассоциация между этими картинами вдруг обрушившейся на город зимы и графическими листами с интерьерами художницы ленинградской школы Татьяны Владимировны Шишмаревой.

-2

Это удивительно тонкие по колористке и пластике рисунки, исполненные пастелью, цветными карандашами, углем, графическим карандашом, иногда – фломастерами. И всегда в них камерное пространство человеческого жилья, в которое через окно входит и взаимодействует внешний мир.

-3

Человеческих фигур нет, но эти пространства – очень человеческие, будто хозяин только вот что-то делал и вышел на минутку.

-4

Татьяна Владимировна Шишмарева – художница, верная Ленинграду. Родилась в 1905 году и всю жизнь прожила на Васильевском острове, менялись только линии. Летом было Комарово.

В. Лебедев Портрет Татьяны Шишмаревой
В. Лебедев Портрет Татьяны Шишмаревой

Семья тоже очень петербургская-ленинградская, в соединении науки и искусства: папа – профессор Университета, лингвист, мама – оперная певица, ученица Полины Виардо.

В Академию художеств Татьяна не захотела поступать, считала, что там погубят индивидуальность. Училась на археологическом, а рисованием занималась в частных студиях.

Со сколькими большими художниками она была знакома, работала, оставила воспоминания на излете жизни: М. Добужинский, В. Лебедев, Н. Тырса, Н. Лапшин, Ю.Васнецов.

Работа в Детгизе, где в то время творили самые крутые художники, потом – киностудия Ленфильм, преподавание.

Интересные воспоминания о художнице записала внучка академика Лихачева, журналистка Зинаида Курбатова. «Одета она просто, даже аскетично. Свитер, почему-то всегда коротковатые брюки, простые башмаки. Единственное украшение — бусы. Татьяна Владимировна в одежде предпочитала определенную гамму — серые и голубоватые цвета. Иногда, редко — тот оттенок зеленовато-коричневого, который у живописцев известен как "умбра ленинградская". Выглядела она при этом невероятно стильно. Держалась прямо, серебряные волосы убирала в тяжелый узел. Неистребимая порода чувствовалась в каждом движении…»

-6

Очерк этот называется «Баба Таня», но мы, читатели, рисуем в воображении образ совсем не "бабы", а строгой, стильной, сильной женщины, не проявляющей никаких эмоций на людях. Взгляните на эту позднюю фотографию Татьяны Владимировны.

Вся жизнь ее подчинена искусству. С мужем, художником Власовым, они развелись потому что "...много работали вместе, выполняли одни и те же заказы и стали мешать друг другу в работе". Она рисует даже в день ухода из жизни единственного сына: из под карандаша выходит черный интерьер.

Не берусь утверждать, что это тот самый черный интерьер, но здесь так изломано пространство, будто все разрушилось.
Не берусь утверждать, что это тот самый черный интерьер, но здесь так изломано пространство, будто все разрушилось.

Она не добренькая, но добрая. Принимает у себя в Комарово знакомцев, у которых что-то пошло в жизни наперекосяк. Никого не осуждает, ласково называет их подкидышами. Подолгу у нее живет и бывший муж с новой семьей.

-8

Ее характер: добрая строгость, стиль находят отражение в работах художницы. Строгий, даже аскетичный стиль ленинградской художественной школы.

"Всю жизнь меня привлекает линия своей ясностью, точностью, разнообразием…Линия – не контур, не обводка формы бесстрастная, ровная, правильная. Линия должна быть живой, напряженной, она должна менять свой характер в зависимости от характера натуры...

Плоскость листа требует и своего решения пространства, оно не должно ее протыкать. Не уходящие в перспективе линии, а перекрывающие друг друга плоскости, идущие таким образом вглубь. Я строю пространство и понимаю глубину именно так". (Т.Шишмарева)

-9

Ещё об окнах в живописи писала здесь.

Источник всех изображений в статье - Яндекс Картинки.