Многие художники держат свои новые идеи в секрете, переворачивают неоконченные холсты лицом к стене, когда коллега появляется в мастерской. Невозможно сказать, кто первым придумал рисовать тени цветными или произнес: «о! красивые цветы, дай-ка нарисую!»
Первенство идеи в истории искусств никак не отмечается. Но про некоторые все же мы можем сделать предположение.
Так, картина романтика Каспера Давида Фридриха, возможно, была первой, в которой окно - это основная тема размышлений художника. В ней чувствуется статичная гармония и спокойствие.
Художник слыл мизантропом, поздно женился. С удивлением отмечал в письме к другу: “Я счастлив, мой дом теперь милый и уютный, и я не могу не нарадоваться этому”.
Сюжеты с окнами всегда останавливают меня. Окно - это не пейзаж, не интерьер. Окно - это граница двух миров: ближнего и дальнего, символ познания окружающего мира. Мы сами устанавливаем те границы, в которых существуем и только от нас зависит то, насколько широк и разнообразен будет тот мир, который мы увидим в это окно.
Покажу несколько любимых картин с окнами.
Начну с Татьяны Ниловны Яблонской. По ее картине «Утро» старшее поколение моих читателей писало сочинения в школе. Тезис абзаца про границы - это очень про нее. К концу жизни Татьяна Ниловна перенесла инсульт, с трудом передвигалась, не могла писать маслом, работала мягкой пастелью. В штрихах видна слабость руки, но сколько силы мысли и духа, самой жизни.
Можно полистать галерею. Все листы сделаны явно с одного окна, но они не повторяются!
…Теперь я пришла „на круги своя“. Чувствую, что я полностью свободна в творчестве. Пишу из окон и поблизости от своего дома. Это „сужение горизонта“ напротив его расширило для меня — открыло красоту и поэзию там, где я их раньше не видела. У каждого из нас есть свое окно, в которое смотрит Природа». (Татьяна Яблонская)
Тему окна активно использовали российские художники в середине двадцатого века. В их окнах - иногда связь, а иногда противопоставление интимного мира человека жизни природы или города. И всегда - личные оттенки мироощущения художника.
Прекрасный Борис Домашников - художник лирик. У него много разных окон. Показываю лишь два, они полны жизнерадостным ощущением бытия.
Здесь домашний уют с цветущими гераньками, а за закрытым окном - зима и снег.
А здесь окно распахнуто навстречу природе и майский ветер играет тонкими занавесками. Смотришь - и чувствуешь теплый воздух.
Картина Ф. Ниеминена привлекла хаотичным набором вещей и ощутимым запахом пыли. Когда-то этим пользовались, а теперь все покрыто паутиной. Но жизнь природная - продолжается: бабочка бьется о стекло, паук ткет паутину, за окном - свет нового дня.
Совсем другое настроение в натюрморте у Майи Копытцевой. Кажется, что картина написана по впечатлению вот только-только захватившему художницу. Увидела, восхитилась - и нарисовала. В синем стекле, белых оконных переплетах, цветущем дереве столько энергии, динамики, воздуха. Майя Кузьминична всегда рассказывает о красоте самой простой жизни.
А это окно Евгении Магарил. Евгения Марковна художник - авангардист, училась в Витебском художественно-практическом институте у Марка Шагала и Казимира Малевича. Во время войны оставалась в блокадном Ленинграде. Вела альбом блокадных зарисовок. Судьба складывалась у нее совсем не просто, а какая светлая и воздушная работа. Интересно, как идеи авангардизма отражаются в этой акварели.
Другой по тону и настроению натюрморт Нины Родионовой. Простая хозяйственная жизнь. Здесь не воздух, но сладкий аромат ягодного варенья, деревенского дома, намытого до скрипа стекла.
А это - работа современной петербургской художницы Екатерины Федуловой. Не знаю, как называет эту работу сама Катя, но мне кажется - "Ангел пролетел". У И. С. Тургенева читаем: "Поболтавши довольно много, мы вдруг все замолчали. В это время, говорят, пролетает тихий ангел". Эта работа - про весну, про синий весенний вечер, но она лирично-грустная. Екатерина рассказывала, что родилась картина на уход из жизни ее учителя.
Иногда тему окна художник решает иначе: заглядывает в окно снаружи. Окна - глаза дома, как «глаза человека – зеркало души».
Вот два разных окошка. Одно - яркое, с игрушками, полное движения. Вот-вот девчонка сидела - и унеслась куда-то по своим важным делам.
А это - лиричное, с аккуратными ставенками, геранями. Но движения в нем почти уже нет.
В финале позволю себе показать несколько своих скетчей с окнами. Все они - про воздух весны, который вот-вот и будет с нами.