Найти в Дзене

Доченька моя. Часть 14.

Картинка из интернета для иллюстрации
Картинка из интернета для иллюстрации

Начало часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.

А Алёша и правду с Лидой счастлив был. Словно дите малое на руках таскал. Подарками задаривал и все прихоти её исполнял. Видно чуяло его сердце, что коротким счастье будет. Радовал и баловал молодую жену. Вечно им на месте не сиделось, все куда-то их несло. Словно за свой век короткий хотел все успеть, все увидеть и всем свою любимую порадовать.

Знала бы тогда Варвара чем очередная поездка закончиться, под колеса машины бы легла. А она только упрекнула его, что вот, мол, у матери погостить лишний день не хотите. Все вас несёт куда-то.

- Ну, мам, приедем через два дня. Ты же не одна, ты с Аллочкой. Клянусь, на следующие выходные только к тебе.

Приехал. В следующие выходные и хоронили. Померк свет в глазах Варвары. У неё тогда только одно в жизни осталось. Вот поставит сыночке памятник, обустроит могилку и все дела земные у неё закончатся. Смерти себе молить будет чтоб рядом с сыном и мужем скорее оказаться. Да только жизнь по другому распорядилась. От своего горя другое горе не увидела. Не думала каково это молодой, одинокой невестке своё горе переживать. О ней вовсе не думала. В душе виновной её считала, видеть и слышать её не хотела. Даже когда она Аллочку привезла слова ей ласкового не сказала, в дом не пригласила. Лида дочку поцеловала, вещи у калитки поставила, повернулась и ушла. И пропала на долгих семнадцать лет. Только вот сейчас Варвара понимать стала, что не за длинным рублём Лидия за тридевять земель поехала, от горя своего убегала.

Пришлось Варваре не о смерти Бога молить, а чтоб жизни подольше дал, успеть внучку на ноги поднять.  Что бы Аля себя сиротой не считала баловала её, ни в чем ей не отказывала. Тогда и хозяйство свое развела большое. Ради огорода за одинокой соседкой до последнего её дня ухаживала. Соседка свой домик - развалюху ей отписала. Там не в развалюхе ценность была, а в огороде, что тоже с избушкой ей отошёл. Сама про себя решила, коль нет в деревне работы, хозяйством жить будут. В то время в магазинах не шибко чего купить можно было, а свое, свежее да вкусное, разбирали охотно. Торговать на рынке стала, хотя раньше очень торговок не уважала. Пенсия-то у неё не большая, колхозная. Да на Алю пособие по потери кормильца. Вот и весь доход. Слезы, а не деньги. Сильно её тогда огород и куры выручали. Мечтала внучку выучить, в люди вывести. Да не сильно Аля учиться рвалась. Сразу заявила, что институт ей и даром не нужен. Вот и скакала-прыгала по курсам. И все чуть что: баба, дай денег. Понимала Варвара, что тут и её вина есть. Строжиться надо было, спрашивать с внучки побольше, а она жалела все - сиротка! И все же не плохая девка выросла, не пропали зря труды ее. Вон, у неё семья, сыночка родила, правнучка Варвариного

А с другой стороны не так уж совсем её жизнь безрадостная. Внучка в жизни устроилась. От Лиды болезнь отступать начала, врачи ей хорошие прогнозы дают. Даст Бог и со Степаном все у них ладно будет. Не останется Лида одна без мужского плеча как она в свое время. А что она? Она уже свое отжила.

Ну вот и рассвет. Опять всю ночь не спала. Ишь как петухи орут. И, словно покрывало её сон накрыл.

Лида заглянула к свекрови, поправила одеяло: сдала свекровь, болеть часто стала. Опять, видимо, всю ночь не спала.  Посмотрела на Варвару с жалостью. Дверь тихонько прикрыла и управляться по хозяйству отправилась. Пусть поспит.

Проснётся, тогда и поговорим. Надо сказать ей наше решение со Степаном. Решили меж собой предложить Варваре с ними жить.  А там уже её воля будет.

Проснулась Варвара уже около одиннадцати. Лида со Степаном на кухне разговаривали. Умылась, вышла к ним.

- Ну, что, молодые, поздравить вас можно? Когда свадьба?

- Можно, - улыбнулся Степан - через месяц.

- Какая свадьба, мама? Распишемся да и все.

- Не гоже так, с родными отметить надо. Мы тоже за вас порадоваться хотим. Жить-то где собираетесь?

Степан с Лидой переглянулись:

- Об этом мы с вами поговорить хотели, - посмотрел Степан на Лиду. - Если вы не против будете, будем жить с вами, а на моем подворье дом строить начнём. В моем домике пока строители поживут. Жить, надеюсь, потом вы с нами будете. А вашим домом сами распорядитесь.

- Жить, конечно, живите. А там время покажет. Думаю не тесно нам будет.

Стройку Степан откладывать не стал. Уже через пару дней бригада строителей расположилсь в старенький избушке бабки Иваньковой. Сноровисто рылся котлован под фундамент. Завозились стройматериалы. Закипела работа. За месяц успели залить фундамент и начали выкладывать стены. Лида целыми днями мужикам варила, заготовками в зиму занималась, огород убирала. А Степан на строительстве дома с утра и до темноты. Прибежит, быстро поест, чем помочь спросит и опять до ночи. Варвара старалась невестке помогать, да какой с неё помощник. Чаще лежит или на лавочке у ворот. Иногда к ней соседские старухи подсаживаются:

- Чо, Варвара, с делами-то управились?

- Молодые пока нет, а я со своими, видать, со всеми управилась. Закончились мои дела.

- Ты раньше времени-то в гроб не укладывайся. Поживешь ещё. Вон у тебя сколько помощников. А ты знай отдыхай. И так за век наработалась.

- Ой, девки, думала сносу мне не будет. Да укатали сивку крутые горки.

- Картошку когда копать собираетесь?

- Почём мне знать? Как хозяева решат.

- А ты, што, теперь в своём дому не хозяйка?

- Я теперь в своём дому барыня. Работу и без меня делают. Аля приедут скоро, вот тогда картошку выкопают да огород приберут.

- Это ты барыней была пока сама хозяйка, а вот возьмут да выпрут тебя, - поджала губы "Трындычиха", - сдадут в богодельню. Счас родных родителей не жалуют, а тебе Лидка кто? Невестка бывшая. А Степка вообще чужак. Попользуются тобой и выбросят.

- Дура ты старая, - накинулись на неё соседки.

- Вот язык поганый!

- По себе-то всех не суди.

Посудачили и разошлись. Только слова "Трындычихи", видать, в душу запали. Разболелась ночью сердце, чувствует совсем плохо становиться, хотела таблетку взять и не смогла. Услышала Лида как свекровь стонет.

- Плохо вам, мама? Степан, беги за Раисой Петровной.

Тот через минуту уже машину заводил.

Фельдшерица вышла из комнаты:

- Плохи дела, Лида. Надо срочно в больницу.

Только утром вернулись они из района. Степан рабочим задание дал, прилёг отдохнуть. Лида передачу собрала и тоже прилегла. Всю ночь на ногах провели пока им не сказали, что Варваре значительно лучше стало. Отдохнут маленько и опять поедут. Только бы не разболелась совсем. У них на этой неделе регистрация. Лежит Лидия и думает как им быть. Отложить регистрацию? Отказаться? Надо со Степаном поговорить.

Варвара получше стало, но выглядела плохо. Поверх одеяла сложила высохшие руки. Под глазами круги чёрные, нос заострился. Посмотрели на неё и решили разговор о регистрации не начинать. Она сама заговорила. Лида только спросила:

- Как вы, мама? Что врачи говорят?

- Чо говорят. Лечиться надо. Долго лежать придётся. Вы, ребята, регистрацию не откладывайте. Все одно из меня гостья совсем никакая и без меня обойдетесь.

- Не никакая, а самая главная, тётя Варя. Вы у нас за всех родителей одна осталась.

- Нет, Степушка. Я за вас и тут порадуюсь. Поженитесь и мне спокойнее за Лиду будет. Ты мужик надёжный. А ко мне придёте, покажетесь во всей красе, вот и порадуемся вместе.

- Мы венчаться решили.

- А это совсем славно. Значит сам Господь Бог вас свёл. Ну, ладно, идите ребята. Устала я.

Глаза закрыла, одеяло до подбородка натянул. Совсем крохотная стала, словно ребёнок.

Лида Варвару по руке погладила:

- Поправляйтесь, мама. Что вам привезти?

Варвара только рукой махнула глаз не открывая:

- Ни че не хочу.

Всю дорогу домой Лида плакала:

- Степушка, боюсь я за маму.

- Не бойся, родная, мы все для неё сделаем. Поживает ещё она у нас.

- Надеюсь. Может её после выписки к Митричу свозить?

- Обязательно свозим. В первую очередь свозим. Любые деньги отдадим. Не плачь. Будем верить в лучшее.

Продолжение тут.