Теплоходы «Заря» - серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток.
Появления на реках СССР теплоходов типа «Заря» произвело настоящую транспортную революцию в районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками, не оборудованными причалами (Сибирь, Урал, Дальний Восток и Северо-Запад России). Речные суда традиционного типа обладали малой скоростью и не могли подходить для посадки/высадки пассажиров к не оборудованному берегу. Теплоходы типа «Заря» обеспечили надёжную связь между маленькими посёлками на берегах рек и райцентрами (городами).
В настоящее время АО «ИЦС» разрабатывает суда нового поколения для рек европейской части России с учетом особенностей данного региона по согласованию с Заказчиком «Заря-М» и «Заря-МАХ»
Вместимость — 80/120 пассажиров
Экипаж — 2-3 человека.
Скорость движения — 45/35 км/ч
Основные достоинства теплоходов типа «Заря» — сочетание высокой скорости, достаточной пассажировместимости и высокой проходимости (за счёт малой осадки и водомёта).
Теплоходы типа «Заря» часто эксплуатировались в очень жёстких условиях (мелководье, перекаты, удары о камни, лесосплавные реки, перегрузка, отсутствие должного техобслуживания и ГСМ требуемого сорта), но тем не менее служили очень долго, а некоторые суда, выпущенные ещё в начале 1970-х годов, служат до сих пор.
Однако с перечисленными достоинствами были связаны и принципиальные недостатки.
Для достижения высокой скорости требовался мощный лёгкий высокофорсированный двигатель.
Двигатели М-400 с механическим нагнетателем, применяемые на судах первых серий, не могли отработать и одной навигации. Более поздние модификации двигателя М-401 с газотурбинным наддувом работали дольше, но всё равно существенно меньше, чем на тихоходных судах.
Основные преимущества. Отличия от предыдущих моделей.
· Для экипажа в рулевой рубке предусмотрено анатомическое поворотное кресло
· Подушки сидения, спины и подлокотники должны быть выполнены из упругого гигиенического медицинского полиуритана, принимающую необходимую заданную форму. Это позволит уменьшить нагрузку на позвоночник у судоводителей и снизить явления профессиональных заболеваний. Палуба в обязательном порядке закрыта пористым каучукосодержащим покрытием, что в значительной мере уменьшает вибрацию и тряску на волнении
· При этом предусмотрен кормовой обзор, а также выносные зеркала обзора
· Компания разрабатывает дизайнерские пульты с использованием самого современного радионавигационного оборудования