Восприятие классической музыки сложнее, чем популярной эстрадной, поэтому приобщение к классике требует опыта, понимания и специальных усилий со стороны взрослых.
Мы любим то, что знаем. Поэтому если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок полюбил классику – просто сделайте её для ребёнка «старой, доброй, знакомой». Всем опытным родителям давно известно, что ребёнок воспринимает не столько наши слова, сколько наш пример. В первые годы жизни вы как никогда способны повлиять на формирование вкусов малыша.
О пользе прослушивания классики писали многие. Доказано, что оно влияет на развитие абстрактного мышления, внимания, творческих способностей. Классическая музыка ненавязчиво демонстрирует ребёнку множество разнообразных характеристик – темп, лад, разные по высоте и громкости звуки, сливающиеся в одно произведение.
Ребёнку не надо объяснять теоретическую часть, он впитывает богатую структуру классической музыки комплексно. Такое восприятие схоже с усвоением ребёнком родного языка. Если вокруг звучит правильная речь, значит малыш переймёт все правила и смыслы, получив в естественной среде огромный объём информации.
Таким образом, прослушивание классической музыки готовит мозг ребёнка к восприятию более сложных школьных знаний, а особенно, к изучению языков, математики, к творческим занятиям.
Классическая музыка способна решить одну из основных задач дошкольного возраста – развитие эмоционального мира ребёнка. Музыка способна передавать разные настроения. Понаблюдайте за малышом, когда он слушает. Движение его рук и ног, мимика покажут, что он эмоционально вовлечён, он сопереживает. Он учится понимать чувства другого. Не этого ли умения так не хватает людям сегодня?
Если кратко перечислить основные преимущества, которые даёт детям прослушивание классической музыки выйдет убедительный список. Это развитие:
• внимания;
• памяти;
• эмоциональной отзывчивости, сопереживания и понимания другого;
• абстрактного мышления, необходимого для освоения математики, геометрии, физики;
• готовности понимания языковых структур;
• творческих способностей;
• художественного вкуса.
При отборе музыки для ребёнка рекомендовано избегать «адаптированных» версий. Например, когда вместо струнного квартета звучит синтезаторный ксилофон. Почему-то некоторым кажется, что ребёнку такие интерпретации понравятся больше богатых тёплых тембров живых инструментов или будут более «понятны». Не бойтесь предлагать ребёнку оригиналы, искусство не нуждается в адаптациях.
В вопросе выбора композиторов и произведений для прослушивания малышами, первая мысль, которая приходит в голову, больше всего для этих целей подойдут венские классики и романтики. Их музыка многим кажется более доступной для понимания по сравнению, например, с ХХ веком, в котором и не каждый взрослый разберётся. Рекомендуемый музыкальный репертуар для прослушивания детьми:
«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
«Скерцо» (современный эстрадный оркестр)
Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Г. Свиридов «Военный марш»
И. Штраус «Полька Трик – трак»
М. Глинка «Полька»
П.И. Чайковский «Времена года».
Бетховен, соната № 14 «Лунная».
Бах-Гуно «Аве Мария».
От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством - музыкой.