Найти тему

Должен ли продавец возместить убытки покупателю за непоставленный товар, если вернул стоимость товара в день его покупки?

Сертификация судебных экспертов СДС5000
Сертификация судебных экспертов СДС5000

Покупатель оплатил товар в интернет-магазине. Продавец в тот же день сообщил об отсутствии товара и деньги вернул. Но покупатель потребовал возместить убытки за непоставленный в срок товар. Суды отказали покупателю - ведь продавец не нарушил условия купли-продажи, опубликованные на сайте. Однако Верховный суд решения отменил и напомнил о правах потребителя.

Гражданин О. (далее — покупатель, истец) 23.02.2022 г. купил на сайте ООО «Ситилинк» (далее — продавец, ответчик) музыкальный центр. Компания аннулировала заказ в этот же день и сразу вернула мужчине деньги с пояснением, что данный товар отсутствует. На сайте были размещены условия покупки товаров, согласно которым продавец должен подтвердить наличие товара в течение 7 дней после его заказа. Если в течение этого срока продавец не подтвердил заказ и вернул деньги, то он не должен выплачивать какую-либо компенсацию.

В марте О. отправил фирме претензию и попросил поставить товар. В апреле продавец ответил отказом и вновь пояснил, что не может поставить товар по причине его отсутствия.
Покупатель подал иск в суд с требованием возместить убыток, который он определил по стоимости аналогичного музыкального центра на сайте производителя.

Что решили суды?
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Апелляция и кассация решение поддержали. Суды пояснили, что покупатель мог ознакомиться с условиями публичной оферты на сайте и принял эти условия, заказав товар. Продавец поступил в соответствии с данными условиями, т.е. отказался от поставки товара ввиду его отсутствия и вернул деньги.

Мнение ВС
Однако Верховный суд пришел к выводу, что есть основания для отмены судебных актов:

Согласно материалам дела 23.02.22. стороны заключили договор купли-продажи. Согласно договору ответчик должен был поставить товар.
Недопустимые условия договора, которые ущемляют права потребителя, ничтожны. Перечень недопустимых условий приведен в п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.
Суды пришли к выводу о том, что согласно публичной оферте договор купли-продажи между сторонами спора заключён не был, а также о том, что публичной офертой предусмотрено право на односторонний отказ продавца от договора купли-продажи при невозможности его исполнения. Однако данные выводы прямо противоречат нормам действующего законодательства и ущемляют права истца как потребителя.
Поскольку речь идет о дистанционной торговле, то к правоотношениям сторон применяются нормы ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей. В соответствии с нормой если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный срок, то потребитель вправе потребовать передачи товара в установленный новый срок или возврата оплаты. Кроме того, покупатель может требовать полного возмещения убытков, причиненных ему нарушением установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Требования не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине покупателя.
Поскольку суд не установил обстоятельств, освобождающих продавца от выполнения требований покупателя, то отказ во взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда с ответчика необоснован.
ВС отменил решения судов, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение ВС № 16-КГ23-48-К4 от 31.10.2023 г.

Сертификация судебных экспертов СДС5000