Найти в Дзене
Думающая история

Попробуем отдохнуть как китайские аристократы

Оглавление

После обеда молодежь, населявшая усадьбу, позвала нас отдохнуть в саду. Оказывается, садам в Китае издавна давали поэтические названия: «Сад совершенной ясности», «Парк безмятежного отдыха и сохранения гармонии», «Сад скромного чиновника». Какое же название дали саду клана Цзя? – Сад роскошных зрелищ – был ответ.

 Макет сада Роскошных зрелищ. Источник изображения: anashina.com
Макет сада Роскошных зрелищ. Источник изображения: anashina.com

Прогулка по другому миру

И он действительно необыкновенно роскошен. Стены, переходы, камни, искусственные горы и водоемы создавали бесконечное множество живописных уголков. Вода в пруду или протоке была тихой и стоячей.

Считалось, что такая вода способна накапливать энергию ци и отдавать ее тем, кто ею любуется. Поэтому, наверное, нас охватило ощущение покоя. Нарушили спокойствие резвящиеся карпы и журчание ручья.

В этом уголке создателю сада удалось достигнуть гармонии между недвижимостью (энергия инь) и бурлением жизни (ян). Сопоставление и противоположностей мы встретили в саду еще не раз: камни неправильной формы рядом с гладкими прямоугольными глиняными плитками; мягкий мох, растущий на грубых скалах; темный двор, который предшествует входу в залитое солнцем пространство.

Весь процесс прогулки приводит к постоянно меняющемуся ощущению пространства; ворота различной формы приглашают продолжать двигаться и исследовать каждый новый пейзаж.

Внутренний дворик. Источник изображения: anashina.com
Внутренний дворик. Источник изображения: anashina.com

Согласно древнейшим китайским представлениям, Вселенная состоит из трех равноценных составляющих – Неба, Земли и Человека. Жизненный путь (дао) последнего – максимально реализоваться в творчестве и в искусстве.

В большинстве индоевропейских культур акт творения начинался со слова, образ в сознании закреплялся с помощью звуков (речь, музыка). В Китае же образ формируется, прежде всего, визуально (каллиграфия, монументальная живопись, ландшафтное искусство).

Многие выдающиеся художники Китая успешно занимались проектированием садов. Как раз в то время, когда процветал клан Цзя, был создан первый в китайской традиции трактат по садово-парковой архитектуре. Он назывался «Юанье», или «Устроение садов» и был написан художником и мастером сооружения искусственных горок Цзи Чэном 1635 г.

Одним из принципов китайского традиционного паркового искусства является «правило отсутствия правил». Посудите сами: так описаны принципы создания сада.

У горного ручья можно посадить орхидеи и дудник. Тропинку пусть окаймляют «три друга», символизирующие вечность – сосна, бамбук и слива. Ограду следует спрятать за ползучими растениями, а крыши пусть проглядывают меж вершинами деревьев. Поднимаешься на башню или холм, чтобы посмотреть вдаль, – и природа восхищает взор! Бродишь в зарослях бамбука в поисках уединения — и восторг наполняет душу. Широко расставь высокие столбы веранды, чтобы в проемах открывался безграничный вид.

Пейзаж должен вмещать и бескрайнюю водную гладь, и переменчивую красоту четырех времен года. Пусть тень платана укрывает землю, а тень софоры украшает узором стены. Вдоль насыпей у воды лучше посадить ивы, вокруг строений — сливовые деревья, в бамбуковых зарослях — тростник. Выкопай канал к источнику. Поставь ширму из причудливых горок, возвышающихся одна над другой. Сделанное руками человека пусть кажется творением самой природы.

Сад. Источник изображения: rovdyrdreams.com
Сад. Источник изображения: rovdyrdreams.com

Острые горные пики из огромных каменных глыб, как на полотнах Да Чи.

Дай Чи (Хуан Гунван). В воде дома в уединении. Источник изображения: www.chinaonlinemuseum.com
Дай Чи (Хуан Гунван). В воде дома в уединении. Источник изображения: www.chinaonlinemuseum.com

Неужели извилистая река не рассеет летнюю жару? Неужели сад не сохранит весеннюю прохладу? В летнем домике хорошо пить вино, смешивая его со снегом, и слушать шорох бамбука, колышущегося на ветру; Ночью капли дождя стучат по листьям банана, словно слезы русалок. На утреннем ветру ивы изгибаются, подобно тонкой талии танцовщицы. Посади у окна бамбук и чуть дальше несколько груш, чтобы отгородить. Найди укромный уголок и посади там бамбук, а напротив – цветы, чтобы бамбук и цветы любовались друг другом.

На возвышенностях следует устроить террасы и павильоны, в низинах и впадинах вырыть пруды и озера. Пруд – это зеркало, которое не разобьется тысячу лет. Так реализовалась конфуцианская идея отображения великого в малом.

Интеллектуальные развлечения

Ведя нас по саду, Дайюй сообщила, что они создали поэтическое общество «Цветок персика».

Все члены общества решили выбрать себе псевдонимы. Обитатели сада роскошных зрелищ считали, что для погружения в творческий процесс нужно отказаться от повседневного имени и от традиционных форм обращения («сестра», «сестрица», «дядя», «тетя»). «Прозвище надо давать со смыслом, – пояснила Дайюй. – Баоюй живет во дворе Наслаждения пурпуром, вот и назвали его Княжич, Наслаждающийся пурпуром».

Ориентируясь на топонимику сада, в котором жили герои, девушки придумали себе такие благозвучные имена: Обитательница кабинета Осенней свежести, Властительница острова Водяных каштанов, Обитательница павильона Благоухающего лотоса и т. д.

Члены поэтического общества, не обладающие ярким талантом стихосложения Иньчунь и Сичунь, взяли на себя выполнение организационных функций. Кроме этого они предлагали поэтам тематику для новых стихов, задавали рифмы, рецензировали получившиеся результаты.

На наш вопрос, трудно ли сочинить стихотворение, Дайюй пояснила: созданию талантливых поэтических образцов предшествует серьезное изучение классического наследия китайской поэзии – произведений Ин Яня, Лю Чжэна, Бао Чжао… Кроме этого необходимо усвоить структуру пятисловных и семисловных уставных стихов и четверостиший. К нашему разговору подключилась Баочай: темы для стихов не должны быть замысловатыми, а рифмы – сложными и вычурными, в новой форме должна содержаться ясная мысль. В это время все подошли к беседке, и Баочай выдвинула идею конкурса: пусть каждый из нас сочинит восьмистишие об отношении человека к хризантеме в течение трех месяцев ее цветения. Каждому автору было предложено название: «Вспоминаю хризантему», «Ищу хризантему», «Сажаю хризантему», «Любуюсь хризантемой», «Воспеваю хризантему» и т. д.

Конкурс стихов. Источник изображения: www.viewofchina.com
Конкурс стихов. Источник изображения: www.viewofchina.com

Нам было предложено определить победителя конкурса.

Не успели мы прослушать все сочиненные стихотворения, как к беседке подошла бабушка Цзя и спросила, слышали ли мы о поэтической игре «плывущие чарки по извилистому ручью»? Она рассказала, как зародилась эта традиция.

В ночь на третий день третьего лунного месяца 353 г. отошедший от дел чиновник и каллиграф Ван Сичжи пригласил в свою уединенную усадьбу друзей, чтобы сыграть в поэтическую игру люшан цюшуй. Участники игры сели на разных берегах извилистого ручья и пускали по воде чаши с вином на листьях лотоса. Пока чаша плыла от одного гостя к другому, последний должен был сочинить поэтическую строку. Тому, кто не успевал это сделать, приходилось опустошить чашу.

Вечеринка "Извилистый ручей" в павильоне орхидей в Шаосине, организованная Ван Сичжи в 353 году. Источник изображения: en.wikipedia.org
Вечеринка "Извилистый ручей" в павильоне орхидей в Шаосине, организованная Ван Сичжи в 353 году. Источник изображения: en.wikipedia.org

Тут бабушка заметила, что в беседке нет Сичунь. Мяоюй вежливо напомнила, что бабушка Цзя полгода назад поручила ей написать сад с высоты птичьего полета. Все решили пойти посмотреть, как продвигается работа.

Источник изображения: www.viewofchina.com
Источник изображения: www.viewofchina.com

К сожалению, рисунок еще не был завершен.

Сад с великолепным видом. Иллюстрация к роману «Сон в красном тереме». Источник изображения: www.viewofchina.com
Сад с великолепным видом. Иллюстрация к роману «Сон в красном тереме». Источник изображения: www.viewofchina.com

Уходя из беседки , где рисовала Сичунь, мы увидели небольшой остров со скалой. Оказалось, что его создание тоже связано с легендой.

Остров Восьми бессмертных и другие камни

В IV веке до н.э. в книге "Горы и моря" рассказывалось о горе Пэнлай, расположенной на одном из островов в восточной части Бохайского моря, между Китаем и Кореей, которая была домом для Восьми Бессмертных.

На этом острове были дворцы из золота и серебра, с драгоценными камнями на деревьях. Там не было ни болезней, ни зимы, бокалы для вина и миски для риса всегда были полны, а съеденные фрукты даровали вечную жизнь.

Изображение острова Восьми бессмертных. Источник изображения: upload.wikimedia.org
Изображение острова Восьми бессмертных. Источник изображения: upload.wikimedia.org

В 221 году до н.э. император Ин Чжэн объединил Китай под названием империи Цинь и отправил эмиссаров, чтобы найти остров и привезти эликсир бессмертной жизни, но безуспешно. Рядом со своим дворцом он приказал разбить сад с большим озером. На острове в озере он создал точную копию горы Пэнлай, символизирующую его поиски рая. После его смерти империя Цинь пала в 206 году до н.э., а его столица и сад были полностью разрушены, но легенда продолжала вдохновлять владельцев и создателей садов.

Уголок сада роскошных зрелищ. Источник изображения: rovdyrdreams.com
Уголок сада роскошных зрелищ. Источник изображения: rovdyrdreams.com

Культ конфуцианской учености дал жизнь еще одной своеобразной «игре» китайских аристократов – коллекционированию. Во время династии Мин особой популярностью пользовалось коллекционирование камней. Любители садов по всему свету с восхищением ищут старинные камни.

Многие выбиваются из сил в поисках камня «из такого-то сада с такой-то горной вершины», на котором «такой-то поэт написал стихотворение» и который «с такой-то династии дошел до наших дней». Люди не жалеют больших денег – стоимость одного камня доходит до ста мер риса!

Обитатели усадьбы Цзя стали наперебой рассказывать о необычных коллекциях их соседей: один собирал чайники с отбитыми носиками, другой чашки с изящными трещинами, а третий карликовые растения. Девушки вспомнили и Ли Дэюя – поэта и садовника эпохи Тан (787–850). Он, ухаживая за своими коллекционными растениями, вспоминал кусочки текстов с их названиями. Тут мы подумали: О! Еще один мнемонический инструмент в нашу коллекцию.

Опера – непонятная, но красивая

Уже стемнело, но никто не собирался покидать сад. Наоборот, всех охватило легкое возбуждение. Оказывается, бабушка Цзя в честь день рождения одной девушки, пригласила труппу оперы куньцюй: на берегу водоема были накрыты столы для банкета, а на воде возведена плавучая сцена. Опера называлась «Пионовая беседка» и была написана Тан Сяньцзу в1598 г.

Сцены из оперы «Пионовая беседка». Источник изображения: media.npr.org
Сцены из оперы «Пионовая беседка». Источник изображения: media.npr.org

Когда мы познакомились с сюжетом оперы, он показался нам очень романтичным. Это было давным-давно. У военного чиновника уезда Наньан Ду Бао была дочь. Ее звали Ду Линян. Она была очень красивая и умная.

Однажды она заснула в саду в беседке, во сне встретила юношу и всей душой его полюбила. Охваченная страстью, Ду Линян, нарисовала себя рядом с молодым человеком. Она все время думала о своем сне и затосковала так, что не могла вставать с постели, и спустя некоторое время она умерла. Служанка оставила картину в саду в той же беседке. Спустя годы в ту же беседку зашел юноша, нашел там портрет Ду Линян, влюбился в нее, девушка ожила и они стали счастливой парой.

Сцена из оперы «Пионовая беседка». Источник изображения: tvbrics.com
Сцена из оперы «Пионовая беседка». Источник изображения: tvbrics.com

Эту китайскую легенду веками передавали из поколения в поколение.

Мы понимали, что китайская опера требует высочайшего мастерства, содержит массу оттенков, но, воспитанные на европейской музыкальной традиции, не смогли ее по достоинству оценить. А вот сестры Баоюя долго обсуждали музыку, которая подобно воде, которая «стекая, полирует камень».

Когда выяснилось, что в либретто оперы предполагалось участие 300 героев и описано 50 сцен (нам показали только 5), нас озарило: мы посмотрели первые серии самой древней мыльной оперы. Круто!!

Вечерний сад. источник изображения: pinterest.com
Вечерний сад. источник изображения: pinterest.com

Было поздно, сад приобрел совсем другие очертания, но сохранил свою удивительную красоту.

Уходя, мы подумали, что частный сад – это идеальное место для творческого ничегонеделания: будь то поэтические игры в кругу близких по духу, коллекционирование, писание стихов, любование живописными свитками, занятия каллиграфией или музицирование.

Использованная литература

Кузьмина Е.А. «Чаша вина плывет по излучине вод»: садовые развлечения китайских аристократов»

Поляков Е.Н., Михайлова Л. В. История становления, основные разновидности традиционного китайского сада

The Peony Pavilion

Источник

Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме.