Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития:
- формируется сознательное отношение подростка к себе как члену общества;
- возрастает самостоятельность ребенка;
- более многообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми;
- расширяется сфера деятельности;
- развивается ответственное отношение к себе, другим людям.
Вместе с тем, зачастую, проявляются негативные изменения:
- дисгармоничность в строении личности;
- изменение прежде установившейся системы интересов ребёнка;
- протестующий характер поведения по отношению к взрослым и сверстникам.
Данный возраст характеризуется следующими основными изменениями:
- физиологическая перестройка в организме;
- смена социальной ситуации;
- появление чувства «взрослости»;
- стремление подростка к самоутверждению и самовыражению;
- приоритетное значение приобретает общение со сверстниками.
Основные причины подростковой агрессии
I. Новообразования, связанные с возрастными особенностями:
- Возникающее чувство взрослости состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребёнком и претендует на роль взрослого. Он испытывает потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки, но в то же время, стремится получить не только внимание со стороны взрослых, но и их понимание, доверие, принятие.
А.А. Реан считает, что подросток стремится к освобождению от опеки со стороны взрослых («реакция эмансипации»), однако полной свободы он не хочет, так как не готов к ней.
Всё это приводит к смысловому барьеру, при котором даже справедливые требования и замечания игнорируются подростками и принимаются как несправедливые, что может вызывать реакцию агрессивного характера.
- Следующей важной особенностью этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития, специфика которого заключается в росте интереса к противоположному полу. Подросток заново оценивает свою половую идентичность с точки зрения соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о мужественности и женственности.
Например, представления мальчиков о мужественности, как о доминантности, могут ассоциироваться с определённым телесным образом (атлетизм, физическая привлекательность и сила и т.д.). Более агрессивным мальчикам легче занять более высокое положение среди других (чем больше дерётся, тем более «крутым» он себя чувствует) и тем самым, завоевать популярность у девочек.
Поэтому агрессивное поведение подростков, в большинстве случаев, направлено на сверстников своего пола, в связи с чем, можно сделать вывод о конкуренции.
II. Индивидуальные особенности.
Прежде всего, это существенные изменения в эмоциональной сфере. Для подростка характерны перепады настроения. Эмоции отличаются большей силой и трудностью в управлении.
Уровень выраженности агрессивных реакций напрямую связан с самооценкой (чаще всего у агрессивных подростков наблюдается крайняя самооценка – либо максимально положительная, либо максимально отрицательная).
Повышенная тревожность, различные страхи, слабость самоконтроля и др. могут быть причиной агрессивного поведения.
В силу импульсивности и низкого уровня самоконтроля такие дети отличаются неустойчивостью внимания и легкой отвлекаемостью (не могут спокойно сидеть на месте, не в состоянии управлять своим вниманием, имеют трудности при выполнении классных и домашних работ и др.).
III. Ситуации социально-ролевого взаимодействия: подростковая реакция группирования.
Одна из важных тенденций подросткового возраста, по мнению И.С. Кона, это переориентация общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение со сверстниками:
- отношения со сверстниками занимают одну из значимых жизненных ценностей и напрямую определяют социальное благополучие подростка;
- желание завоевать авторитет и признание товарищей создает у него потребность как можно лучше отвечать их требованиям;
- «расширение социальной среды» приводит к участию в различных неформальных группах, которые могут характеризоваться асоциальным поведением.
На основании этого можно предположить, что агрессивное поведение подростка объясняется стремлением соответствовать группе.
IV. Социальные факторы.
Внутрисемейное взаимодействие, социально-экономический статус семьи, воздействие масс-медиа.
Реальная оценка материального положения семьи происходит именно в подростковом возрасте: невозможность реализовать свои желания и потребности (связанные со стремлением «не отбиться от коллектива»), быть модным и т.д. актуализируют потребность в безопасности, что может также приводить к агрессии по отношению к родителям и сверстникам.
Надеюсь, данная статья будет полезна родителям и педагогам для лучшего понимания особенностей подросткового возраста, осмысления проблем реагирования и поведения подростков, а также грамотного участия в оказании своевременной помощи и поддержки детям.
Автор: Виктория Викторовна Земелева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru