Эксперты считают, что президент не просто так встретился с Сечиным.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин считает, что налоговая и денежно-кредитная политика России, которые очень далеки от реальности, являются причиной увеличения расходов, снижения прибыли, а так же ухудшения инвестиционных возможностей компании и невозможности завершения в срок текущих проектов.
В силу того, что Сечин очень значимая фигура в РФ, его услышал президент России и 1 декабря состоялась их встреча за закрытыми дверями. О том на сколько прав глава «Роснефти» и каков будет итог его встречи с Президентом — в материале ForPost.
Как это понимать?
Данную позицию Игоря Сечина Условно можно поделить на две части. То есть на давление со стороны налогообложения и денежно-кредитную политику ЦБ.
Сечин напомнил, что когда весной этого года Министерством финансов было принято решение о сокращении выплаты по топливному демпферу в два раза, то это повлекло за собой серьёзный кризис на внутреннем топливном рынке.
Но потом, для того чтобы уйти от кризиса, решение по демпферу отменили. Однако и сегодня к российскому налогообложению у нефтяников есть много вопросов.
В частности, претензии вызывает то, что для расчёта стоимости экспортной нефти используется необоснованный дифференциал к эталонной марке Brent. То есть, во внимание берут котировки основанные на уже отсутствующей логистике, потому что наша страна теперь не поставляет нефть в Европу, а экспортирует её в Азию.
К тому же, власти ввели дифференцированные тарифы на газ в зависимости от промышленных потребителей. Поэтому налог на добычу полезных ископаемых за три года увеличится на 25 процентов. Всё это серьёзно отвлекает инвестиционный ресурс компании.
Ну а в денежно-кредитной политике недовольство «Роснефти» вызывает постоянное повышение Центробанком ключевой ставки. Это влияет на финансовые показатели отчётного периода.
Таким образом, за 9 месяцев текущего года процентные расходы увеличились на 15 процентов, а отложенный эффект решений Центробанка по ключевой ставке станет причиной его роста в последующие его периоды, уверен Игорь Сечин.
Прав ли глава «Роснефти»?
Прав ли глава «Роснефти» в своих рассуждениях?
Об этом ForPost спросил у ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова.
Поскольку Сечин является главой коммерческой компании с государственным участием, а доля государства в данный момент составляет 40 процентов, то цель главы компании — это эффективность её работы. Соответственно, и запрос вполне логичен. Но с его точки зрения, считает эксперт.
Если исходить из логики нужд государства, и обратить внимание на то, что в первом полугодии дефицит бюджета имел уже угрожающую форму, то станет понятным, что решение о сокращении выплат по демпферу было принято для того, чтобы залатать финансовые дыры, пояснил он.
Во втором полугодии из-за того, что ситуация стабилизировалась, необходимость тушить пожар в бюджете, отпала. И теперь, в конце этого года, дефицит бюджета будет в два раза меньше запланированного.
«Соответственно, за этим последовала и отмена ошибочного решения по демпферу, которое действительно привело к топливному кризису», — пояснил аналитик.
Но в том, что стоимость нашей нефти рассчитывают используя старый подход, который учитывает предыдущую конъюнктуру рынка, Сечин прав.
Ведь РФ, как и ранее, продолжает ориентироваться на котировки агентства «Аргус». А оно исходит из того, что отгрузка нашей нефти производилась в портах Роттердама и Сицилии. Между тем, начиная с 5 декабря 2022 года российской нефти в этих портах не было совсем.
«Сейчас «Аргус» рассчитывает свои котировки из предположения, «а если бы» российская нефть по-прежнему шла через эти порты», — пояснил Юшков.
Кроме этого, отметил он, недовольство Сечина высокой ключевой ставкой — это проблема всей экономики России. В этом смысле страдает не только одна нефтегазовая отрасль. И здесь озабоченность Сечина вполне объективна, считает эксперт.
Ничего просто так не происходит
Вопрос, сможет ли глава «Роснефти» добиться от главы государства улучшения условий работы для своей компании, да и всей нефтегазовой отрасли — пока остаётся открытым.
Сечин конечно же сможет получить некоторые налоговых послабления, полагает Юшков, поскольку ситуация сейчас стала более стабильной.
Возможно, его теперь смогут услышать на высшем уровне, как главу компании.
На страже интересов бюджета стоит Министерство финансов. Денежно-кредитная политика — это ответственность Центробанка. Они тоже могут критиковать компании и просить что-нибудь для себя.
Но самое главное, чтобы за всеми этими деревьями, — за своими целями, все эти игроки видели лес, то есть ситуацию в стране в целом, в отрасли, и в бюджете. Очень важно здесь не перестараться, считает Игорь Юшков.
Вместе с тем, кандидат экономических наук Михаил Беляев не сомневается в том, что встреча с главой государства будет для Сечена успешной. Потому что «Роснефть», как и вся отрасль является основой российской экономики.
К тому же, подобные решения и встречи просто так не проводятся. К ним готовятся заранее.
И уже сам факт публикации размышлений Сечина, и то что на них откликнулся президент, лишний раз подчёркивают то, что решения, по сути, уже приняты.
«Просто так подобные встречи не назначаются», — заключил экономист в разговоре с ForPost.
Ещё по теме: Почему рубль больше не будет интенсивно укрепляться