Книга «Острый угол моей жизни», название которой автор дал по аналогии с «Параболой моей жизни» Титта Руффо, оперного певца и педагога Юрия Шкляра (1955–2006) изложена четкая система вокального воспитания на основе итальянской школы, даны практические советы для работы на сцене.
Она полезна не только начинающим певцам и их педагогам, но и профессиональным вокалистам. Книга написана ярким, живым языком, содержит много примеров из практики, интересно и легко читается.
Свой опыт певец сумел претворить в четкую систему вокального воспитания, основанную на итальянской школе бельканто. Эта система изложена в простой, ясной и доступной форме.
Большую ценность для работы вокалиста на сцене представляют также практические советы.
Об авторе.
Ему было много дано -талант певца, дар педагога, абсолютный слух. Но на его долю выпало очень много сильных испытаний и, в конце концов, он довольно рано ушел из жизни.
Самыми счастливыми годами были девяностые годы, потому что Юрий Шкляр стал оперным артистом международного класса. Его жизнь стала расписана по часам, дням и месяцам, он работал в лучших театрах мира с лучшими дирижёрами и с блестящими партнёрами. Круг музыкантского общения Юрия Шкляра был необычайно широк. Люди театра, помимо таланта, ценили в нём высокий профессионализм, порядочность, надёжность.
Вокальный педагог Юрий Шкляр.
Вокальная педагогика- вторая любовь Юрия Шкляра. Дар педагогический проявился рано. Ещё в консерватории к нему, студенту, выстраивались очереди. У Юрия был тайный класс учеников, бравших уроки по секрету от своих преподавателей. Юрий исцелял искалеченных неумелыми наставниками голоса, извлекал на свет божий природные тембры во всех театральных трупах и музыкальных коллективах, где ему доводилось работать.
И даже через год после тяжёлой операции в Австрии, где он жил в последние годы, он готовил абитуриентов к поступлению венскую консерваторию.
Невероятная жажда жизни утраивала его иссякающие силы.Более того,через 2,5 месяца после операции, Юрий приступает к репетиции и затем выходит на сцену. Он не пропустил ни одного спектакля за три последних года мужественной борьбы с недугом. Он пел в любом самом тяжёлом состоянии, пел пока мог. Список его ролей огромен.
Но вернёмся к книге.
Итак, Юрий Шкляр бесспорно- пример прекрасного вокального педагога и об этом много свидетельств в книге от выдающихся людей.
Ценность книги в вокальных знаниях от автора.
Вот некоторые из них.
Про русскую и итальянскую вокальную школу.
И он пишет в книге, что технологическую основу русской вокальной школы составляет итальянская школа. Обращаю на это ваше внимание, потому что среди читателей тоже была полемика пот этому вопросу. Автор доказывает это в своих книге, приводит много аргументов. Например, описывая исторические факты и говоря о том, что произношение гласных звуков в русском и итальянском языках, за некоторым исключением, сходно. "Итальянский и русский, пожалуй единственные языки, не требующие специальной адаптации при переходе от речи к пению."
Первым педагогом Шкляра был Крестинский, который официально окончил Саратовскую консерваторию. Но на самом деле вокальную школу он получил от своего отца- талантливого тенора, который обучался пению в Милане у знаменитого педагога Алессандра Броджи.
Кроме того, сам Крестинский во время гастролей театра Ла Скала в Москве, присутствовал на занятиях великих солистов со своими педагогами, которых они всюду возились с собой. То есть солисты театра Ла Скала возили на гастроли с собой свои педагогов!
И указания этих педагогов на этих занятиях ,полностью соответствовали той вокальной школе, которую унаследовал Крестинский от Броджы через своего отца.
Про высокие ноты.
Кому интересно тема высоких нот, как брать высокие ноты, то в книге подробно описано действие механизма при взятии высокой ноты для мужского и для женского голоса. Они различны: если мужчины "заужают" звук наверх, то женщины "расширяют" наверху и так формируются высокие ноты.
Про нижние ноты тоже очень интересно и подробно написано и тоже отдельно для мужского и женского голоса. Приём, которым пользуются в этом регистре известен: мелодия идёт вниз, а высота позиции вверх, всё больше увеличиваясь при взятии нижних нот. Нёбо должно подниматься утрированно высоко ,как бы настраивая второй этаж. Чем ниже нота, тем этот второй этаж выше, а произношение гласные при этом заужаются у мужчин.
Дыхание "Пускай паром" как бы отогревая руки на морозе, когда дыхание ты пускаешь медленной, ровной, тёплой струей, при этом изо рта идёт пар. Вот такой медленной ровной струей осуществляется посыл воздуха на нижних нотах.
Плюс ощущение зевка ещё больше становится, расслабление нижней челюсти и втягивание воздуха в себя, на дно.
Вот и весь секрет, которым владеют немногие, поэтому нижние ноты у многих прямые, посаженные на кадык.
Тот же прием у женщин, но дополнительно к этому нужно научиться включать грудной регистр, грудное резонирование.
Как происходит процесс вокального выдоха.
Выдох должен быть абсолютно управляемым, как смычок в руке опытного музыканта. Первое условие-это отсутствие форсирования при звукоизвлечении. С первых же шагов и на протяжении всей вокальной жизни певец должен стремиться петь не силой, а объёмом и точностью.
Вокальный выдох состоит из двух моментов:
- первый краткий -сначала звук как бы ставится на место,
- второй момент или фаза собственно выдоха.
Ставим на полку, а потом продуваем."Точка-тире" -главный принцип правильного звукоизвлечения.
Сначала попасть в правильное место и только потом пропеть.
Крещендо достигается опять-таки не силой, а
- точной концентрацией звуковой струи
- увеличением певческого объёма за счёт нёба и глубины опоры.
Золотое правило для вокалистов "мало голоса много объёма"-это петь точностью и объёмом, а не силой означает тратить проценты, оставляя капитал в полной сохранности.
Очень часто сильные эмоции, заложенные в музыке, провоцируют исполнителя на форсирование голоса. Нужно научиться, не прибегая к форсированию, умело использовать ресурсы своего голоса.
Итак, выдох должен быть точно направленный и медленный, а сила звучания достигается не за счёт громкости, а правильным резонированием. Даже при исполнении пианиссимо должна сохраняться глубокое дыхательная опора.
Если связь головы с низкой опорой начинает прерываться, то это тревожный сигнал. Пиано и пианиссимо требуют ещё более глубокой опоры и вызывает более интенсивную работу дыхательных мышц, чем форте и фортиссимо. Ослабление интенсивности звучания возможно только до тех пор пока не прерывается связь нёба и диафрагмы. Усиление звука должно достигаться исключительно за счёт постепенного на протяжении ноты увеличения певческого объёма и укрепления напряжения нёба.
Вокальная методика Юрия Шкляра в стихах.
Возможно вы встречали в интернете. Подробно тоже в книге все описано.
Чтоб красиво петь до гроба,
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощутите точке две:
В животе и в голове.
Провалите на живот
И пошлите звук вперёд.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться.
Вдох короткий, как испуг,
И струной тяните звук.
Если вы наверх идёте,
Нужно глубже опирать.
Всех тогда переорёте,
Хоть и нечем заорать.
Если ж вниз идёте вы,
Не теряйте «головы».
Не рычите, словно зверь,
«Открывайте мягко дверь».
Что такое «звук прикрыть»,
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Надо к «Е» прибавить «И».
«А» — где «О», а «О» — где «У»,
Но не в глотке, а во лбу.
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.
Пойте мягко, не кричите,
Молча партии учи́те;
И не слушать никого,
Кроме Бога одного!
Про индивидуальный подход в обучении пению.
Все ученики имеют свои особенности.
Это касается:
- уровня их образования,
- типа мышления,
- интеллектуальных способностей,
- области жизненных интересов и многого другого.
Поэтому для успешного обучения необходимо скорректировать свои методы с учетом всех этих индивидуальных особенностей ,иными словам, учить одному и тому же, но по-разному, разными путями.
Например, как начинал работать Юрий Шкляр с учеником.
"Мой ученик ,испанец 26 лет с гуманитарным образованием, испытывает проблемы с верхними нотами, с трудом берёт ля ,просит исправить верхний регистр.
Я объясняю ему, что голос- это не механизм, в котором можно заменить, починить отдельную деталь ,а чтобы решить его проблемы необходимо привести в порядок весь диапазон и прежде всего центральный регистр.
Первые несколько уроков я ограничиваюсь работой в пределах децимы до-ре. И практически сразу, как только он выполняет требования самого общего характера (правильный вдох, позиция нёба, полузевок) выявляется истинный тембр его голоса и намечается место переходных нот.
Как я и предполагал -это баритон, а не тенор.
Но, помимо обычной работы над голосом, особое внимание придётся уделить нижнему регистру, который в результате долгого пения не своим голосом практически атрофировался. Как обычно в таких случаях временно исчезнет и верхний регистр, так как до этого он брал верхний ноты "жилами".
Затем, когда будет сформирован правильный центр на глубокой опоре, на этой основе мы начнём работу над верхней регистром.
За первое время уроков я успеваю присмотреться к нему. Мышление у него скорее всего образное, поэтому ему необходимо усвоить несколько запоминающихся приёмов символов. Впоследствии он доведёт их до автоматизма и обогатит присущими лично ему нюансами, которые должен будет найти сам.
Приступая к основной фазе занятий, я даю ему некоторую словесную информацию и говорю, что певцы, в отличие от инструменталистов должны выполнять двойную задачу:
- во-первых, создать из своего тела музыкальный инструмент
- во-вторых,научиться на нём играть.
Конечно, есть отдельные счастливчики, в которых инструмент уже создан полностью или частично самой природы, но ты к ним не относишься, поэтому постарайся очень хорошо запомнить то, что я буду говорить тебе и выполнять мои требования буквально."
Далее еще много и подробно читайте в книге «Острый угол моей жизни»,
В общем, в книге описаны основные приёмы и правила использования элементов для построения нашего музыкального инструмента(голоса). Также, есть описание конкретных вокальных упражнений и задач, которые они решают. Каждое упражнение рассматривается как музыкальная фраза близкая к той, из которой состоит музыкальная ткань вокальных произведений.
Подбор упражнений, расположение их в определенной последовательности-это задача педагога. И решает он её самостоятельно в каждом конкретном случае. Упражнение разбиты на подгруппы в зависимости от целей, которые они преследуют, то есть навыков и умений, которые они формируют. Важным является принцип, по которому оно построено, чтобы добиться наилучшего результата и учесть все индивидуальные особенности своего ученика.
Все фото из книги из архива Мариинского театра.
Обязательно прочитайте последнюю главу "Если хочешь быть здоров" про сохранение здоровья голоса при профессиональных нагрузках. Там очень много интересных фактов и историй, который вам точно понравятся.