"И тогда я увидела призрачную ленту, которая побыла немного над столом, а потом улетела сквозь стену," - Юля никогда не отличалась экзальтацией, и это один из самых здравомыслящих людей, которых я знаю. Но недавно она потеряла бабушку - самого близкого человека, который у неё был в жизни, и даже при том, что внешне моя подруга держится молодцом, это ощущается. - "Я тебе клянусь! У меня никогда такого не было, я вообще ни в каких привидений не верила!"
Мы сидим в "Мистере Бублике", маленьком кафе в спальном районе, любимом среди мамочек, которые выкраивают на встречи с подругами те самые "полчаса в полдевятого" - в будни, сразу после того, как отвезут детей в школу. За соседним столиком завтракает семья с маленькой девочкой. Наверное, туристы. Центр рядом, но это район недорогих апартаментов. Девочка кушает сырники, мажется сметаной. Папа в телефоне, мама жужжит про то, что надо бы осмотреть Кремль. Моя ближайшая подруга рассказывает мне про привидений. Всё в порядке.
Вот только это не тот человек, от которого ожидаешь такое услышать.
Юлия Артемьева фотограф с международным именем. На её счету множество выставок по всему миру, до известных событий она активно продавала свои работы за рубеж, и на протяжение последних десяти лет воспитала несколько сильных выпускников, которые, как и она, берут награды всевозможных престижных фотосалонов. В прошлом году французское отделение FIAP присвоило ей звание Мастера фотографии. На всю Россию таких людей только два, и в последний раз звание одному дяденьке дали почти тридцать лет назад.
Я видела в прямом эфире и её труд, и политику, и кризисы. Это был медленный, планомерно выстроенный и выстраданный успех в здоровом окружении. И Юля, и её муж очень крепко стоят обеими ногами на земле. И морально, и материально это более, чем надежные люди.
Она много лет носила на руке маленький фотоаппарат - браслет из белого золота, который на заказ сделал для неё муж. Вместо объектива был черный бриллиантик. Скромное обаяние универсального доступа, с которым безопасно ездить в путешествия и престижно заседать в жюри фотоконкурсов. Если ты никогда не держал в руках таких вещей, то можно спутать с серебром или медицинской сталью.
В этот раз фотоаппарата не было. Ещё одна странность. Неужели потеряла? Спрошу об этом позже. Вместо украшения, которое не менялось последние несколько лет, была дорожка из мелких изумрудов и такое же зеленое кольцо на другой руке. Снова непривычный цвет - Юля носит почти исключительно черное и белое, иногда женственный розовый.
Когда бабушка умерла, Юля взяла на себя все хлопоты о похоронах - близких это событие подкосило, больше рассчитывать было не на кого. Юля договаривалась о месте на кладбище, ездила по ритуальным агентствам, собирала справки, организовала поминки. В доме бабушки стало пусто и глухо. Она не смогла оставаться там долго, взяла только альбом с фотографиями, который любила рассматривать в детстве. "Это на память о тебе," - сказала она мысленно бабушке, когда запирала дверь в маленьком домике в области.
А вслед за этим начались чудеса в её собственном доме.
Сруб из калиброванного бруса и так жил собственной жизнью: дышал, поскрипывал, расправлялся по теплой погоде и чуть потрескивал в мороз. Но тут он только разговаривать не начал. У всех домашних, не только Юли, было такое впечатление, что дома кто-то появился. То дверь хлопнет, то шаги раздадутся - и это в то время, когда здесь только свои, средь бела дня.
Затем начали западать клавиши на старинной пишущей машинке в библиотеке. В первый раз это увидел муж. Клавиши ухнули вниз не по одной, а несколько сразу. Муж поправил. Следующий раз они подали голос уже при Юле. Она вела встречу по видеосвязи, и вдруг клацнула пишущая машинка. Юля обернулась на звук, а затем увидела белую ленту, которая задумчиво висела над столом в нескольких шагах от неё, а затем неторопливо ушла в стену.
Отдавая себе отчет в том, что она, вообще-то, видит ненормальные вещи, Юля не подала виду перед коллегами в конференц-зале, но постаралась скорее закончить эфир. Подойдя к пишущей машинке, она стала рассматривать запавшие клавиши. Они интуитивно сложились в слово "принеси". Что принеси?..
Фотоальбом в старой бархатной обложке был единственной вещью, которую она взяла в наследство от бабушки. Наследство не выделенное, не обещанное. В нем были снимки дорогих людей, сама Юля маленькая, бабушка ещё молодая. Расстаться с ним было почти невозможно, но почему-то необходимо.
Попросив маму съездить вместе с ней, Юля завернула альбом в отрез шелковой ткани и отвезла его в дом бабушки, который ни продать, ни занять ещё не успели. С тех пор чудеса в её собственной семье прекратились, но что-то было всё равно не так.
Фотоаппарат с черным бриллиантом жег руку. В нем физически стало тесно. Всё это сочеталось с кризисом жанра в фотографии - Юля отсняла несколько длинных серий, которые делала в смешанной технике, с коллажами из живых цветов. Срывались договоренности, отменялись поездки, ученики в последний момент отказывались от проектов.
- Я поняла, что ничего не понимаю. И в этот момент мне захотелось зеленых камней. Хоть поделочных, хоть искусственных, можно даже стекло. И ты знаешь, накануне похорон я случайно купила вот это кольцо. Зашла кофе выпить после ритуального агентства, рядом был ювелирный и скидки. Так и на похороны поехала, с изумрудами. Знаешь, стало легче.
Я любуюсь кольцом. Юле попалось слишком широкое, видимо, выбора не было. Она носит его на большом пальце. Случайно или специально, но это палец "царский". На нем раньше носили крупные перстни, знаки власти или тайных обществ.
- А вот интересно, изумруды - это к чему? - она задумчиво размешивает ложечкой воду с лимоном.
- Глубокая интуиция, трезвость, обостренный взгляд... а ещё камень матерей.
- Дети - это точно не про меня сейчас, мне двоих хватает!
- Ну так не обязательно детей как есть. Ты можешь быть мать проектов, успеха своих учеников и вот этого всего. Метафорически любая новая затея - тоже материнство.
После того, как "пришел" браслет, дела стали налаживаться. Юля буквально начала видеть, на что переключить внимание в то время, как привычный путь временно оказался перекрыт. Усталый человек прислоняется к мистике - в её случае это оказались образы таро.
- Алёнка, вот скажи, я совсем ку-ку, что хочу фотографию бросить? Не могу больше, физически идет отторжение.
- Да ну, ты долго без фотографии не сможешь. Сейчас набалатыкаешься в своем таро, соберешь материал. А потом снимешь новый фотопроект как минимум со старшими арканами, провезешь его по всем выставкам (как раз вся эта международная катавасия утрясется!), отхватишь ещё один ящик медалей от FIAP и кучу клиентов по галереям. Ну, или колоду сделаешь и на маркетплейсы загрузишь. Знаешь, какая это востребованная тема? Да у тебя новая визитная карточка будет!
Юля веселеет. Снимать всё ещё не очень хочется, но перспектива начинает просматриваться.
Прошло почти полгода.
Юля вовсю консультирует по таро, постит в своих каналах глубоко эстетские сходки и обживает образ продвинутой ведьмы в большом городе. Человек, у которого на подхвате много лет подряд хороший психотерапевт и такой же матерый проверенный коуч, плохо делать не может. Я всё ещё не решаюсь попробовать её сессии, потому что не желаю самосбывающихся пророчеств. Мой предел - ассоциативные карты.
Тем не менее, к лету мы всё же снимаем старшие арканы. Мне обещают образ Верховной жрицы. Говорят, похожа.
В комментариях пишите, пожалуйста, бывало ли у вас такое, что вам приходилось сделать шаг назад или в сторону, чтобы потом получилось ещё лучше решать вопросы в своем основном направлении. А если я вам потребуюсь как стилист, мои контакты и сайт со всеми услугами, как всегда, в профиле канала. Добро пожаловать!