Анна, войдя в свой дом, замерла от неожиданности - здесь хозяйничали незнакомые парни:
- Что вы тут делаете? Кто вы?!
После секундного замешательства один из незнакомцев крикнул:
- Вяжите ее! Сейчас она все нам покажет!!!
Анна с семьей жила в небольшом белорусском райцентре. Она работала учительницей, муж был одним из руководителей района, дети еще учились в школе. Жили хорошо, дружно.
Приближалось первое сентября, и у них, учителей, хлопот было невпроворот. К Анне подошла молоденькая учительница, которую прислали к ним в школу по распределению.
- Извините, – смущаясь, обратилась девушка к старшей коллеге, – вы обещали мне методическое пособие...
- Ой, простите, – всплеснула руками Анна, – забыла. Столько дел, что совсем из головы вылетело. Но не волнуйтесь, прямо сейчас сбегаю домой и принесу. Это рядом.
Девушка улыбнулась. Ни она, никто из тех, кто был в учительской, даже предположить не могли, что видят коллегу в последний раз в жизни. Назад в школу она не вернулась.
Дом Анны был недалеко от работы – в этом особая прелесть небольших городков, где все в шаговой доступности. Женщина торопливо открыла дверь и онемела – в прихожей возился незнакомый парень. Еще двое выглянули из комнат на звук открывающейся двери.
- Что вы здесь делаете? Кто вы?! – вырвалось у хозяйки.
После секундного замешательства один из незнакомцев крикнул:
- Вяжите ее! Сейчас она нам все покажет!!!
...Сергей и двое его подельников промышляли воровством. Удивительно, но это сходило им с рук – ни разу не попали в поле зрения правоохранительных органов. В райцентр приехали специально, думая, что здесь удастся поправить материальное положение, которое, как, смеясь, говорили, в последнее время пошатнулось.
Был конец 90-х, многие еще попросту выживали. Но Сергею втемяшилось в голову, что руководство района наверняка живет лучше остальных, и в дом одного из руководителей решил проникнуть, чтобы поживиться. Иначе говоря, место преступления выбрал методом тыка. Напарники, как всегда, положились на него.
Покрутившись вокруг нужного дома, удостоверились, что дверь установлена самая обычная, а во дворе нет даже собаки. Еще постояли неподалеку, ничем особо не привлекая внимание редких прохожих, покурили. Курильщиками все трое были заядлыми, особенно Сергей.
Дымил он с малолетства. Мать, ругаясь, предрекала:
- Будешь курить, не вырастешь.
Трудно сказать, по какой причине, но он и правда вырос ненамного, был метр с кепкой, как беззлобно подшучивали друзья. Хотя, если честно, шутить над Сергеем было себе дороже – он вспыхивал, как спичка, и в ярости себя не контролировал. В его взгляде было что-то колючее, злое, отчего даже видавшие виды напарники порой ежились. Не отдавая себе отчета, почему, они безропотно подчинялись маленькому главарю.
Вот и в этот раз, услышав от него команду «Вяжите!», скрутили безвинную женщину, связав ей руки веревкой, что нашли в кладовке. От ужаса и непонимания происходящего Анна как будто онемела, а когда ей показали нож и оголенный электрический провод, на какое-то мгновение даже потеряла сознание.
Очнулась от того, что на нее лили воду, и услышала:
- Где деньги и ценности?! Говори, не то будет хуже!
- У нас ничего нет, – несчастная жертва едва шевелила языком.
- Конечно, – зло проговорил Сергей, – так мы и поверили. Признавайся!!!
Не добившись ответа, преступники начали пытку – позже эксперты насчитают на теле Анны восемнадцать ран и повреждений, от которых она умерла на месте. Бросив тело и брезгливо переступая пятна крови, Сергей с подельниками собрали все, что нашли, – энную сумму денег, равную средней месячной зарплате по тем временам, ювелирные украшения, охотничий карабин и ружье.
Направлялись к выходу, когда главарь скомандовал:
- Стойте! Заберите все из холодильника и поищите спиртное. Надо отметить добычу.
От этого хладнокровия поежились даже напарники – в доме лежал труп, а он думал о еде и выпивке. Пока скидывали в пакет продукты, Сергей закурил. Сделал несколько затяжек и, увидев, что все готово, бросил окурок под ноги, на пол кухни. Не мог даже предположить, что недокуренной сигарете суждено сыграть в его судьбе роковую роль...
Убийство потрясло не только близких – с ними пришлось работать психологам. Оно было настолько страшным в своей бессмысленности, что райцентр как будто оцепенел. Анна была хорошей учительницей, которую любили и ученики, и родители, и хоронил ее весь городок.
Следственно-оперативная группа, сразу прибывшая на место преступления, собрала все улики, в том числе окурок Сергея, небрежно брошенный им в самый последний момент. Убийц искали лучшие сыщики страны, но – безуспешно. Они как будто сквозь землю провалились. Дело "зависло".
Прошло почти двадцать лет. Трагедия в небольшом городке мало-помалу забылась, и только близкие Анны продолжали жить с раной в сердце. К этому времени в практику правоохранительных органов уже были внедрены прогрессивные технологии, в частности, была создана областная база ДНК. Здесь хранилась и ДНК Сергея, выделенная из остатков слюны и эпителия на окурке.
В 2019 году райцентр опять всколыхнули слухи, будто возобновляется следствие по давнему делу об убийстве Анны. Но это были не слухи. Следствие, действительно, возобновили - Сергей проходил фигурантом по одному из уголовных дел, когда выяснилось, что его ДНК совпадает с ДНК из базы данных...
Припертый к стенке уликами, преступник не стал выгораживать ни себя, ни подельников. Один из них был задержан сразу же, второго нашли чуть позже, в России. Все трое оказались на скамье подсудимых, и областной суд вскоре вынес приговор.
За убийство, совершенное с особой жестокостью и сопряженное с разбоем, каждому из них предстоит провести в местах лишения свободы по семнадцать лет. Сергей еще надеялся на снисхождение суда, подавал апелляцию. И - напрасно. Приговор оставлен без изменения, они с подельниками уже четыре года отбывают наказание.
... У таких преступлений нет и не может быть срока давности. Это справедливо. Но пусть простит меня правосудие, считаю, что за подобную жестокость семнадцати лет мало...