Весь Интернет пестрит контекстной рекламой – «составляем индивидуальные планы питания». Что обидно – большая часть из этих предложений обычная «замануха», где базовые принципы правильного питания и этакую «Библию зож» постараются впарить по цене разработанной «под тебя» научной программы.
Вот и сложилось у людей негативное отношение к индивидуальным планам питания. Недавно ради интереса залезли в комментарии под очередным рекламным постом из серии «составлю Ваш особый здоровый рацион», а там все отклики в стиле «нахрена козе баян».
А ведь на самом деле индивидуальный план питания – дело хорошее, абсолютно оправданное, а порой жизненно необходимое.
Постараемся сегодня всех в этом убедить
Какая гадость эта ваша заливная рыба!
Начнем, как ни странно, с психологии. Все таки все беды и радости идут из головы. И все наши «любови и нелюбови», в том числе пищевые – родом из детства.
Расскажу вам абсолютно реальную историю, которая местами происходила у меня на глазах. Взрослый и достаточно успешный мужчина в возрасте «под 40» никак не мог наладить отношения с едой.
Причем это был тот максимально обидный вариант, когда человек честно пытается, тратит силы, время, деньги, ему нравится хорошо выглядеть, он выкладывается на тренировках, четко представляет себе, что хочет получить в результате, но все ломается о неправильное питание, как об коленку.
Рацион у этого атлета был весьма своеобразным: один – два фрукта, несколько овощей, курица и шоколад. Ну и еще всякие мерзотные пустые калории в своих худших проявлениях типа жутких магазинных сухариков, чипсов или орешков в сахаре, в которых сахара больше, чем орешков.
От остальной еды мужчину натурально мутило, наизнанку выворачивало. Однажды в моем присутствии он позеленел от того, что рядом просто сильно пахло сыром. Так не сыграешь. И вот такая яркая минус – реакция была на все: творог, молоко, яйца, морковь, свинину, говядину, индейку, бананы, даже несчастное склоняемое брокколи.
Выяснилось, что в детстве у мужчины обнаружили рахит. И родственники так перепугались, что стали пичкать в несчастную деточку много разнообразной и полезной еды. А любые попытки сказать «стоп» , «не хочу» и, тем более, «не нравится» – жестоко карались. Как может не нравиться творог, это же пища богов! Но даже та еда, которая поначалу была приятна и желанна, в промышленных масштабах стала вызывать отвращение.
Вот и пришел человек ко взрослому возрасту с нежной любовью ко всякой дряни (была под строгим запретом, любая жвачка была врагом и контрафактом), огурцам (в северном городе детства их просто не продавали) и курятине (в погоне за витаминами и аминокислотами попсовую курицу родители не покупали, выбирали мясо покруче).
Когда все попытки подкачаться на огурцово – курьей диете были исчерпаны, человек пошел сразу и к психологу, и к специалисту по индивидуальным планам питания. И, надо сказать, они оба оказались огонь. Пока психолог боролся с негативными ассоциациями и помогал воспринимать еду не как обидчика и адскую принудиловку, диетолог начал работать с тем, что есть.
И первым делом он привлек в команду жену спортсмена. И придумал рецепты с «обманками»: когда продукт в блюде есть, но он не ярко выраженный, забит основным вкусовым сочетанием или специями. И это сработало: там, где раньше было отвращение, появилось удовольствие от еды. А еще развивалось вкусовое восприятие. Средний человек использует в повседневной готовке максимум десяток специй: соль, перец красный и черный, чеснок, куркума, сушеная петрушка и укроп, соевый соус.... Такой дежурный набор, но когда ты в целом нежно любишь еду, этого хватает за глаза и за уши.
А вот когда больше продуктов вызывает ненависть – индивидуальные диеты просто спасение. Самому таких рецептов и вкусовых сочетаний просто не придумать, потому что нет ни опыта, ни понимания, как это делать и с чего начать.
Кровь не обманешь
По анализам крови действительно можно рассказать о человеке все. И еда здесь не исключение. Кровь в этом смысле лучше детектора лжи. Она уличит в любых злоупотреблениях и точно покажет дефициты.
Так вот, с дефицитами – туда, где можно их закрыть, к специалистам по индивидуальным диетам.
Понятно, что какие-то общие рекомендации легко исправить и самому: исключить сладости при высохом сахаре крови, добавить конкретных витаминов, есть больше животной пищи при общем недостатке белка. Но иногда эти настройки намного тоньше: что– то не усваивается организмом, идет дефицит определенных аминокислот, или, наоборот, переизбыток чего-то.
Тут дело может быть не просто в продуктах, а в их сочетаниях, во времени приема пищи, в индивидуальных особенностях человека.
Кстати, об индивидуальности.
Удивительная штука: с одной стороны, мы все плюс – минус одинаковы и психически, и физически, но если копнуть поглубже – обалдеть, какие разные. И в еде это тоже ярко проявляется.
Хороший пример таких различий – первый детский прикорм в разных странах. Прикорм – это такая первая обычная еда, не грудное молоко. Вводят его в промежутке от 2 до 6 месяцев, в зависимости от страны и типа питания ребенка ( ГВ или ИВ). И это всегда максимально безопасная еда. Такая, чтобы был минимальный риск аллергии, коликов, любых осложнений со стороны ЖКТ.
В России и Америке это традиционно овощи. У нас любят начинать с брокколи. Сказать по правде, пюре из брокколи без соли и специй – то еще удовольствие, но дети другого не пробовали, они едят. И в основном у всех все проходит гладко. Потом подключается яблоко, мясное пюре, каши...
Так вот, такая схема далеко не у всех. Например, в Корее и Японии первый прикорм это пюреобразный рис. В скандинавских странах, таких, как Норвегия и Швеция первая еда это рыбный суп и рыбное пюре. А в южных жарких регионах, например, в Италии – фрукты. Причем не просто фрукты, цитрусовые. Там рекомендованный первый прикорм – апельсин! Представляете, что сказала бы русская педиатр о маме, которая решила накормить трехмесячного ребенка апельсином? И правильно бы сказала! Потому что русского младенца, скорее всего, высыпало бы с ног до головы. А итальянскому – норм, очень вкусно.
Так вот, если мы такие разные сразу после рождения, неужели с годами становимся как с конвейера? Нет, эти различия только растут, потому что мы привыкаем к разной кухне, пищевым привычкам, режиму, приобретаем свои частные орпп.
Доктор, я к Вам с букетом
Болеть – вообще не прикольно, болеть с ограничениями в питании – врагу не пожелаешь, а болеть так, что разные ограничения и терапия нескольких заболеваний противоречат друг другу это катастрофа.
Как правило, если пациенту назначают определенную диету по болезни, то с частностями никто особо не церемонится. Есть ли там побочные болячки, можно ли, имея их в анамнезе, питаться вот так – да кого это волнует. Вот тебе условный стол номер 5 – иди, осваивай.
Кстати, даже в рамках одного диетического стола часто допускаются грубые ошибки. Например, мне присылали фото методички по питанию при панкреатите, в которой разрешалось в неограниченных количествах есть помидоры и лимоны. Если те несчастные, кто еще ничего не знает о своем диагнозе, будут так питаться и не станут искать больше информации, лучшего специалиста, остается им только посочувствовать.
Проблема получается серьезная: широкие специалисты не знают частностей и ограничиваются широчайшими общими рекомендациями, а узких специалистов просто нет, не хватает их на всех, кому нужен детальный разбор рациона и составление плана питания, который подходил бы человеку, как знаменитое белое платье, которое создали прямо на подиуме - Белле Хадид.
Дефицит кадров?
Увы, но да. В куче рекламной шелухи найти специалиста, который действительно может составить настоящий личный план питания, а не фикцию – сложно. Ведь это виртуоз, который знает состав всех продуктов, умеет жонглировать бжу, обладает фантазией, чтобы предложить небанальные интересные рецепты, знает все о сочетаемости еды, способен грамотно читать анализы... Волшебник!
И мы искренне желаем каждому, кто в этом нуждается, такого волшебника встретить!