Несмотря на то что ЕГЭ скоро отпразднует четверть века, вокруг него клубятся самые разные мифы. Если по умолчанию считать, что наши дети/ученики хотят сдать ЕГЭ на высокий (от 85) балл, в сказки лучше не верить.
Сказка о знакомом, который подготовился к ЕГЭ по бесплатным материалам в Сети
Интернет забит открытыми тестами по подготовке к ЕГЭ, видео, комментариями, подкастами, постами в Телеграме и т.д и т.п. В итоге у выпускника (и у родителя) создаётся опасное и ложное впечатление, что подготовиться можно дёшево и сердито: вот тебе сайт с тестами, решай, старайся, и всё будет ок. Если что непонятно, можешь посмотреть видео – их тоже море, на любой вкус. На самом деле, даже сильному ученику хорошо подготовиться к экзамену самостоятельно практически невозможно. Подготовка к экзамену предполагает систематизацию знаний, а не просто выполнение тестов от номера к номеру. Систематизация знаний предполагает, с одной стороны, их обобщение, с другой стороны, анализ. Самостоятельно это, как правило, не под силу даже взрослому. Кроме того, при подготовке к любому экзамену встаёт вопрос о том, насколько широкое знание в рамках темы необходимо иметь для выполнения конкретного задания, и ученик определить этого по умолчанию не может, так как находится за границами понимания объёма необходимого к привлечению подготовки материала – не говоря уже о нюансах формулировок заданий, спецификаций, типовых заданиях и т.д. Потому самостоятельная подготовка к любому ЕГЭ при желании сдать на конкурентный балл – это плохая идея практически всегда.
Конечно, есть особая каста учеников – девочки-отличницы. Если мы говорим о ЕГЭ по русскому (в это всё-таки экзамен базовый), теоретически самостоятельно к нему может подготовиться условная Даша, имевшая всю среднюю школу цельнометаллическую пятёрку и по русскому, и по литературе. Больше кандидатов не просматривается ) К ЕГЭ нужно готовиться с преподавателем – учителем в школе или репетитором, иначе можно оказаться в ситуации неуспеха разной степени болезненности.
У меня был ученик, который несколько лет с семьёй прожил в Сингапуре. По-английски он говорил свободно и в 11 классе с ходу, практически без подготовки, прошёл муниципальный и региональный этапы Всеросса. Победителем финала он не стал, только призёром, но это тоже ничего себе уровень. Кроме того, он готовился к поступлению в МГИМО, а там по английскому такой ДВИ, что заплакал бы М.Хьюингс, автор учебников по грамматике, если б увидел задания. Но главная засада, как ни нелепо, ждала Сашку на ЕГЭ по английскому – он при своём уровне… потерял на устной части 2 балла. Да, вроде мелочь, но Александру было жутко обидно, хотя на поступление эти 2 потерянных балла не повлияли. К экзамену он не готовился – ну то есть вроде как готовился, но делал это без уважения) Успех (то есть сотня), казалось, сам собой разумелся, но, как учит народная мудрость, не говори «гоп», пока не перепрыгнешь через ЕГЭ.
Сказка о выпускниках, которым на ЕГЭ фиолетово
Любой родитель скажет, что год, в который деть сдаёт выпускные экзамены, по эмоциональному напряжению равен ремонту, двум пожарам и трём переездам одновременно. Психика современного взрослого и так безостановочно бомбардируется стресс-факторами, а тут ещё ЕГЭ, от которого во многом зависит профессиональная судьба ребёнка. Хочется бегать по потолку или кричать в окно «Халява, приди». При этом родителям часто кажется, что деть (если он не Даша) значение намечающегося события не осознаёт, совершенно не старается, и вообще опять в телефоне сидит, ну сколько можно, иди уже займись делом, ты же ничего не сдашь, пойдёшь в дворники, и то тебя не возьмут.
Может, и не осознаёт, может, не очень и старается, и да, опять в телефоне сидит.
И при этом выпускник психует по поводу экзамена иногда даже сильнее родителей, просто это не всегда видно – стрессовое состояние имеет разные формы.
Напряжение современной жизни и ожидания родителей выводят из нормального психологического состояния подготовки к экзамену в невротическое практически всех выпускников, включая последних разлюли-малин. Ученические психи однажды сподвигли меня придумать для выпускников анкету. Кроме прочих, в ней даётся утверждение: «Больше всего тебя нервирует (-ют) и пугает (-ют)…» – и дальше варианты. Про школу, репетитора, онлайн, офлайн – все эти утверждения всегда «плывут», то есть баллы по ним очень разнятся (мальчики, девочки, сильные ученики и слабые, амбициозные и не очень и т.п. отвечают по-разному). Один из подпунктов – «вероятность того, что не оправдаешь ожидания… ». Чьи, вы бы думали? Не, не мои ) Ожидания родителей, внезапно. Это утверждение никогда не набирает меньше 9 из 10, и никакое другое не набирает такого количества баллов (боязнь не поступить в определенный вуз, например, вообще, как правило, «плавает» в районе 5-6).
Картина маслом.
Выклёвывать мозг выпускникам, родным и чужим, безусловно, часто наш моральный долг, однако нужно помнить, что всему есть мера, и накрученный до схода резьбы ученик сдаёт экзамены гораздо хуже, чем его более спокойный собрат по несчастью – и уровень подготовки оказывается фактором второстепенным.
Сказка о сочинении, которое можно написать, используя клише по списку
Один из самых вредных и вредительских мифов – это миф о том, что задание 27 можно написать, пользуясь схемой-заготовкой. Нет, конечно, на какое-то количество баллов можно, скорее всего смехотворное, но если, опять же, есть задача успешно сдать ЕГЭ по русскому, то эссе требует отработки в течение всего учебного года по текстам разной проблематики, разных стилей и разного уровня сложности, причём с обязательной проверкой. Так как на экзамене выпускник получает незнакомый текст и должен по нему написать хорошее сочинение с минимумом ошибок, принципиальной задачей становится формирование навыка. По моему опыту, навык у выпускника, не изуродованного подготовкой к ЕГЭ по литературе, формируется приблизительно от 30 сочинений – это почти учебный год при эссе раз в неделю. Если выпускник написал от 50 сочинений, он практически гарантированно справится на высокий балл с 27 заданием, какой бы сложности текст ни попался (а бывают те ещё подставы). Разумеется, мы по умолчанию считаем, что выпускник не гонит шлак, а работает как не в себя, и его черновики пропитаны слезами и пОтом. Если у выпускника не выработан навык по написанию эссе, его, скорее всего, будут ждать на ЕГЭ неприятности – опять же, дело не в том, что он не сдаст экзамен (для этого нужно специально постараться), дело в том, что он сдаст хуже относительно того, насколько мог бы сдать.
Сказка про апелляцию, которая то ли раздаёт баллы, то ли снимает
Некоторые ученики убеждены, что если им будет мало баллов на ЕГЭ, то они подадут апелляцию – и баллов станет больше. Откуда пошёл миф, что апелляция – это место, где раздают баллы тем, кому не хватило, загадка. Апелляция баллы, скорее всего, не вернёт – на экзамене обычно стараются всем поставить по максимуму. У проверяющего эксперта приблизительно 40 минут на проверку одной работы, причём, за каждый выставленный или снятый балл он отвечает головой. Сидеть и размышлять два часа над баллами у эксперта роскоши нет, всё надо делать быстро, но он знает, что очень не гуд, когда ученик подаёт на апелляцию. Поэтому эксперт обычно не снимает балл, если видит, что есть вероятность снятие оспорить. С другой стороны, если есть сомнения, на апелляцию лучше подать: усилий это требует не очень много, а шансы на возвращение балла всё-таки не нулевые.
Ещё не перевелись ученики, которые верят, что если написать в конце эссе: «Поставьте мне, пожалуйста, побольше баллов, иначе мама меня убьёт», то эксперт поставит побольше. Можно точно сказать: это сказки. Не сработает))