Помните песенку: « Буквы разные писать, вычитать и умножать учат в школе, учат в школе, учат в школе, К четырем прибавить два, по слогам читать слова учат в школе, учат в школе, учат в школе…»
Почему я вспомнила эту песенку?
Да потому, что каждый день слышу, то от своих учеников, то от их родителей, что практически каждый день, независимо в каком классе учится ребенок, у них "бесконечные" контрольные, проверочные, диктанты, самостоятельные, анкетирование, тестирование... и список можно продолжать.
А когда же дети учатся? Их же все время проверяют!
Я не помню в своей школьной жизни такое большое количество проверочных и контрольных работ. Нас, в свое время, на самом деле учили, и писать, и считать, и читать.
А сегодня, получается, ребенок должен и знать, и уметь ВСЕ…. а вот каким образом?
Кого-нибудь интересует, какого ребенку, когда его все время "ПРОВЕРЯЮТ"! И вообще, как это, сегодня учиться в школе?
Я прихожу к выводу, НЕТ: не интересует ни учителей, вы удивитесь, ни родителей.
«Треугольник» – ученик, учитель, родитель... Цель одна, а интересы и задачи - совершенно разные.
Для учителя существуют общие требования по программе для всех учеников. Насколько эти требования «по силам» и усваиваются – сегодня это вопрос не к учителю.
У нас теперь система оценивания переведена в баллы (кто-то ее придумал), и одна и та же оценка может иметь различное количество баллов, то есть, балл не высокий, а оценка отличная. Получается, баллы, за которые «бьются» учителя, важнее знаний.
Их понять можно, так как эти показатели, как общие, так и индивидуальные, это и показатели их работы. Хотя, на мой взгляд, баллы, знания и профессиональный уровень учителя, считать, что это одно и то же, вопрос спорный.
Очень часто учащиеся с высокими баллами – знаниями «не блещут». Как впрочем, и наоборот, ребята со средними баллами, бывает, хорошо знают предмет.
А вот родителям нужны оценки, и, порой, любой ценой.
Нужен репетитор – пожалуйста!
Невроз! А кому сейчас легко!
А вот учащимся нужны знания!
Переходя из класса в класс, успешность их обучения в дальнейшем зависит не от количества набранных баллов, а от знания предмета.
А знание предмета возможно лишь…
ДА, да, при соблюдении дидактических принципов обучения: доступности, систематичности, последовательности, взаимосвязи теории с практикой, прочности знаний.
Но жизнь показывает, что с дидактическими принципами у нас в школьном образовании СЕГОДНЯ - большие проблемы, начиная с учебников, которые с первых классов «НЕ доступны» даже для взрослых.
И… каждодневная гонка по проверке знаний!
Может быть, поэтому знания сегодняшних учеников гораздо хуже предыдущих поколений!
Ведь все объяснимо!
Прежде чего-либо проверять, надо чему-либо научить!
А времени на это, получается, у учителя НЕТ!!!
Но самое парадоксальное во всей этой школьной истории, что все ждут ОЦЕНОК!
И… хороших оценок!
Оценки то, может и будут хорошие, и даже отличные!
А вот знания? Время покажет!!!
Я поделилась с вами своим мнением. Интересно и ваше.
Заранее благодарна.
Ваша Г. Молькова.