Формирование мотивации к обучению - центральная тема сферы образования. Её важность обусловлена необходимостью выработки навыков самостоятельного приобретения знаний. Главная задача, на которую должно быть обращено внимание современного образования - создание условий для формирования положительной учебной мотивации.
Как повысить познавательный интерес?
Образовательный процесс следует выстроить в зависимости от особенностей детей:
- материал урока должен быть интересен детям;
- согласовывание расписания с характеристиками возраста;
- согласовывание темпа урока со скоростью работы обучаемых.
Для формирования мотивации детей важно обеспечить следующие условия:
- включать в учебную программу материал, близкий личному опыту учащихся;
- удовлетворять познавательные запросы ребят;
- способствовать диалогу детей между собой;
- вознаграждать за решение сложных заданий;
- содействовать ровному характеру отношений между учениками;
- развивать активную самооценку своих возможностей;
- способствовать саморазвитию, самосовершенствованию;
- прививать ответственное отношение к учебе.
В педагогической практике требуется многообразие методов и приемов обучения, подбор таких их комбинаций, которые увеличивают степень учебной мотивации учащихся. Мной был избраны педагогические методы «Соревнование», «Моделирование, «Игра». Соревновательных характер методов способствует формированию необходимых качеств личности. Конкуренция приводит к освоению социального опыта, развитию черт характера. Но соревнование не в одном каком-то виде деятельности, а в совокупности. Для решения данного метода, я выбрала прием «Вознаграждение».
Ученик получает «бонус» за любую успешную предметную деятельность:
· активно работает на уроке
· рисует стенгазеты
· участвует в олимпиадах
· помогает одноклассникам освоить новый материал
· аккуратно ведет тетрадь для записей
· готовит доклады и т.д.
В самом начале учебного года, были распечатаны «Паспорта достижений» по предметам история и обществознание для каждого ученика 5-7 классов.
И сертификаты-купоны под кодовым названием «Антидвойка»
Эти сертификаты необычные, скорее всего - подарочные. Среди них есть и такой как, «Сладкий подарок от учителя», или «Сюрприз от учителя». Есть также, сертификат на отмену домашнего задания или отмену одной двойки.
Эти сертификаты могут предназначаться и для других "послаблений" в учёбе:
· помощь учителя на контрольной работе
· повышение оценки на 1 балл (не распространяется на итоговые, контрольные, четвертные и годовые)
· отмену выставления одной плохой оценки в журнал
· на право на невыполнение одного домашнего задания и т.д.
Это не совсем подарок, а скорее всего борьба с плохими оценками путём послаблений.
На что только не пойдешь, лишь бы хоть как-то мотивировать детей на учёбу, «не замечать» иногда недоделанного, недосказанного, невыполненного и невыученного. Не ставишь плохую оценку, а даешь шанс, чтобы выставить в последующем 4 или 5, по «накопительной» системе. Так как отметку в виде печати, я выставляю в паспорт достижений даже за дополнения на уроке.
Данный педагогический приём хорошо работает в среднем звене, особенно активно начали работать учащиеся 6 класса в этом направлении. Первой обладательницей сертификата стала Плетос Александра. Она выбрала сертификат «Сладкий сюрприз от учителя», который обязательно получит!
Саша смогла первой набрать пять печатей от учителя, хотя очень у многих детей 5-7 классов есть уже по четыре печати. Вот такая печать была изготовлена по заказу.
Наличие печати, увеличивает серьёзность происходящих событий. Учащиеся начинают понимать, что каждый труд должен быть вознаграждён. И вознаграждение за труд должно быть достойным.
А ещё ученики должны понимать, что оценка - не отметка. Необходимо во всеуслышание выделять каждый успех ученика. Детям нужен и важен успех. От этого зависит наше отношение к миру, готовность трудиться, узнавать новое. И поэтому любое вознаграждение отличившимся я вручаю при всём классе с объяснением и выделением достижений ученика.
Итак, я верю, что продуманный подбор методов и приемов, их разумное сочетание, учет методических особенностей использования, дадут возможность повысить учебную мотивацию детей при изучении отдельных предметов.
С уважением учитель истории и обществознания «Лицея-интерната «Подмосковный» Мамедова Татьяна Ивановна