Я тут недоумевала недавно по поводу "Дубровского" в 6 классе, но с этим произведением мы худо-бедно справились и даже к концу читали с интересом, а потом у нас по программе "Тарас Бульба". Вот где жесть.
Это произведение Гоголя еще мы изучали в школе, и как оно вошло в школьную программу в доисторические времена, так и добралось до наших дней. И ни у одного автора учебника не возник закономерный вопрос: а нахрена?
Во-первых, сами исторические реалии того времени непонятны не только детям, но и мне. Черт его знает, что там происходило в те стародавние времена, копаться во всем этом мне уж точно не хочется. Какая-то Запорожская Сечь, которая воюет бесконечно то с одними, то с другими, мягко говоря, странные внутрисемейные отношения, поразительная жестокость казаков, бесчеловечные порядки, царящие в Запорожской Сечи.
Я и раньше тяжело вздыхала, когда приступали к изучению этого произведения, но никогда не чувствовала такого отторжения, такого нежелания и сопротивления, как в этом году. Происходящие события так что ли на меня повлияли, но я просто в штыки воспринимаю любое описание, а тем более прославление войны, военных подвигов, сражений, героических смертей за родину и прочего духоподъемного. Ненавижу войну во всех ее проявлениях, не-на-ви-жу.
Ну, и вот: 6 класс и "Тарас Бульба". Я прямо взвыла на уроке, как мне не хочется изучать с детьми это. Зачем моим нежным девочкам и невинным мальчикам вся эта грязь, ужас, "игры взрослых мальчиков", которым, видимо, нечем было в жизни заняться, кроме как убивать друг друга.
Во-вторых, если кто не помнит произведение, так я напомню, что все трагическое и ужасное в повести начинается не из-за внешних обстоятельств, а исключительно из-за желания Тараса испытать своих сыновей в бою, в деле. Он и придумывает и разыгрывает буквально спектакль, чтобы поднять запорожцев против поляков. Просто по своей прихоти. А уж потом произносит перед запорожцами свою шовинистическую речь о товариществе, теряет в сражении своих сыновей и сам гибнет в итоге. И ради чего? А помните, какие поминки справлял Тарас по казненному Остапу? Перечитайте, волосы дыбом встанут.
В школе, конечно, повесть в сильном сокращении, так что совсем непонятно, что там происходит, какие-то куски оттуда, отсюда, а предложить ученикам прочитать ее полностью - нет уж, спасибо. Спросили, как обычно, есть ли фильм. Фильм я тоже не посоветовала, сама не смотрела и другим не советую. Так, бесконечно вздыхая и охая, я кратко пересказала суть событий, прочитали наиболее безопасные отрывки - и баста, хватит.
Ау, составители школьной программы по литературе, уберите это произведение из школьной программы, пожалуйста, сил ведь никаких нет изучать его. Зачем, вот зачем накачивать детей этим? Чему это может их научить? Русь! Дай ответ? И как всегда, не дает ответа.