Давайте переходить непосредственно к реалиям Республики Турция, так как на этих благословенных берегах мы проживаем уже четыре года, с совсем незначительными перерывами. Соответственно, тщим себя приличными знатоками местных коллизий и событий.
Я прекрасно понимаю, какой вал самой различной информации очевидно рекламного толка обрушивается на ваши поникшие головы в единицу времени. И вовсе не желаю присоединиться к этим мутным и противоречивым потокам, уж тем более, что не имею никаких заказчиков или, по благородному - спонсоров, которые бы принимали непосредственное участие в нашей финансовой судьбе. Единственной мотивацией моих публикаций является неуёмное желание высказать собственное мнение, так как в реальной повседневной жизни меня окружают одни женщины, а они, как известно, выслушивать кого-то кроме себя “не нанимались”. Не понимают, бедолаги, что будь у меня соответствующие деньжата, уж я бы нанял для этого дела совершенно иных слушательниц. А не тех, которые думают, что знают меня как облупленного только потому, что прожили со мной почти сорок лет.
Всё же полагаю вас за людей интересующихся, стало быть прилично осведомлённых, хоть бы и из многочисленных псевдо-информационных роликов и публикаций, не имеющих других целей, кроме как завоевание обширной аудитории на жареных новостях.
Ну да, в свете некоторых последних решений и постановлений турецких властей, произошли существенные изменения в перспективах инвестирования в недвижимость исконных земель Византийской и Османской империй. Разумеется, впрочем как и всегда и везде, сделано это было под ультра патриотичным предлогом, защитить истинные интересы коренного населения своей страны. А не с целью состроить козью рожу иностранным инвесторам, уже успевшим войти в эту реку на весьма высоком ценовом уровне, как это могло показаться неискушённому в загадочных вензелях “тонкой восточной политики и экономики”, стороннему наблюдателю.
Одновременно, ну, почти, было принято два организационно упорядочивающих решения.
Был закрыт для выдачи видов на жительство по любым основаниям, (домовладения ли, туризма ли) целый ряд, как прибрежных, так и вполне себе центральных районов Турции. Я бы сказал самых востребованных и привлекательных для инвестиций и проживания.
И были введены, катастрофические для вида финансовой деятельности, разрешительные ограничения на сдачу собственной недвижимости в краткосрочный найм. То есть, долго легально проживать нельзя, а с краткосрочными визитами - добро пожаловать в отели.
Не думаю, что авторы этих нововведений сильно задумывались о самых отдалённых последствиях таких постановлений. Что называется, эффект, как снег из известного анекдота про нового русского, стоящего в лыжах и лыжной экипировке на пляже Барселоны в июле, “летит следующим самолётом”. Не нам их осуждать, или даже критиковать, хотя бы потому, что твориться с подобными “инициативами законодательных органов” в нашей стране, при нашем глубоком понимании и прозорливости. Но первые итоги уже легко можно подвести.
Цены на привлекательную, просто по своему месторасположению и отчасти по удобству, недвижимость в Анатолийской Ривьере, также как и в Измирской, Даламанской и Стамбульской, рухнули как взорванный с десяти сторон старый дом, сносимый где-нибудь в Китае, стоявший на пути стремительного и прямолинейного будущего хайвэя. Кстати, испытываю очень сильные сомнения, по поводу того, что сия аллюзия в нашем случае воплотится полностью, и на месте разрушенного, в Турции, появиться что-то столь же неожиданно новое и полезное. Скорее всего, через небольшой период времени, эксперимент будет признан несвоевременным и неудачным, зарождающаяся в столетней Республике диктатура одной личности, пока ещё позволяет себе некоторые всполохи негрубой самокритики.
Вместе с ценами исчез, как в прямом дымоходе старинного камина где-нибудь в декабрьском Эдинбурге, со скоростью северного сквозняка и покупательский интерес к покупке недвижимости. Любой, и первичной, и вторичной, и третичной, и иной, включая нежилую.
Ну, а далее - “пироги за сапогами, сапоги за кочергой”, так кажется, приключилось в ведомстве кривоногого Мойдодыра. Внезапно притихли, как хорошо наплакавшиеся и благостно уснувшие после мелких своих катастроф дети, все окружающие стройки. Хотя это несколько удивительно. Ведь по нехитрым подсчётам даже самого непосвящённого в мир строительства, обладателя арифметических навыков и простенького калькулятора “Сейко”, себестоимость этих строек трижды укладывается в новые, совсем сникшие, цены на квартиры и апартаменты. Уж тем более, что всем хорошо известно, что турецкие застройщики не начинают на объекте даже забор ставить, пока все будущие квартиры не будут проданы и предоплачены хотя бы процентов на пятьдесят.
Не получившие своевременной оплаты своего, надо сказать, очень квалифицированного и безустального труда, вдоволь накричавшись (изо всех их темпераментных тирад, мне показалось знакомым только слово “шайтан”) покинули соседнюю стройку разгневанные строители.
Лишившись львиной доли своих постоянных покупателей, и в лице строителей, и в лице многочисленных “ябанджи” (то бишь иностранных жильцов) совсем перестали приветливо улыбаться птички-девчонки, продавщицы нашего придомового гастрономчика “А-101”. Стаи встревоженных и всегда недовольных местных таксистов, на своих кредитных “Фиатах” и “Логанах”, подозрительно сбиваются в кое-как припаркованные кучи, вопросительно заглядывая в глаза каждому, проходящему мимо пешеходу. Народ схлынул вовсе не из-за того, что декабрь и плюс пятнадцать, а из-за того, что не продлевают ВНЖ.
Надеемся, что рождённая таким образом волна недовольства самых, что ни на есть, резидентов в седьмом колене, быстренько доберётся до подвалов Президентского Сарая (дворца) и отрезвит резвые реформаторские головы, с досужей лёгкостью пролоббировавшие недавно интересы турецких отельеров. Которые очень сильно, хотя и в силу непреодолимых обстоятельств, уронили уровень знаменитого турецкого отельного сервиса, но при этом вовсе не собирались отказываться от внушительных прибылей. Стандартная вилка всех разогнавшихся в гору бизнесов, поставщиков услуг. Начинает резко снижаться качество, разумеется в целях оптимизации затрат, зато сильно растёт стоимость, соответственно в считанные часы теряется спрос. А они решили, что отток клиентов у них случился из-за возросшей конкуренции со стороны арендодателей.
И всё же, резюмируя всё вышеперечисленное, склоняемся к весьма парадоксальному выводу. Сильное падение цен, как раз и на руку вновь входящим на рынок инвесторам. Многие, весьма поднаторевшие в этих делах инвест-бизнесмены, чаще всего и ищут, в поте лица своего, такие времена и такие места, дабы перекупить стремительно валящиеся в ценах объекты, переуступаемые теми, кто запаниковал или не имеет возможности сыграть во времени. Известно, что в рынок входить надо по самому низу. Когда предложениями заинтересуются вновь уже многие, будет уже потеряна добрая треть маржи, возможной к получению.
Как вы понимаете, совсем потерять все свои инвестиции на турецкой недвижимости невозможно, при любом исходе, в вашей собственности останется недурная недвижимость в благословенном месте. Недостроев здесь не бывает. И моря, и пляжи и девять месяцев лета в году, никуда не исчезнут. Максимум, чем рискуете, на данный момент, это недополучение расчётной прибыли. Сравните, как это безмятежно звучит, по сравнению с “потерять всё, потому что в это тяжёлое время, государству нужнее!”
Ибо сказано: “Время собирать камни!”
Предварительно приглашаю вас в телеграмканал, который может вас заинтересовать. Может и не заинтересовать. Может даже раздражать. Но, я надеюсь, что всё в итоге будет хорошо.