Продолжаем постигать глубины стандартов, регламентирующих требования к системе менеджмента качества.
Сегодня на повестке – как бы нам обеспечить сохранение выходов, т.е. сохранность того, что мы наработали тяжким и непосильным трудом. Понятно, что это обеспечение нам необходимо не из-за любви к искусству, а потому, что мы стараемся на уровне организации беречь копеечку, да и требования по этому поводу имеются… Требования ГОСТ Р ИСО 9001–2015:
«8.5.4 Организация должна сохранять выходы во время производства продукции и предоставления услуг в той мере, насколько это будет необходимым для обеспечения соответствия требованиям.
П р и м е ч а н и е – Сохранение может включать в себя идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, предотвращение загрязнения, упаковывание, хранение, перемещение или транспортировку, и защиту».
Буйная фантазия по сохранению – в ГОСТ РВ 0015–002–2020, ещё со времён ГОСТ РВ 15.002–2000:
«8.5.4.2 В организации должна быть документирована процедура обеспечения и сохранения качества продукции при ее обращении в ходе производства, включая поставку заказчику, и предусматривающая в случае необходимости:
а) погрузочно-разгрузочные работы и внутреннее транспортирование (на склад готовой продукции и т. п );
б) складирование и временное хранение;
в) упаковывание, включая консервацию;
г) поставку заказчику, отгрузку и транспортирование до места назначения».
Что ж, документировать процедуру это Вам не лобио кушать… Берём холст, кисти, краски и рисуем стандарт организации (регламент, инструкцию), то есть документируем так документируем. На века.
Целью процедуры, как правило, является обеспечение соответствия установленным требованиям продукции в ходе производства, упаковывания (включая консервацию), погрузочно-разгрузочных работ и внутреннего транспортирования, складирования и временного хранения, отгрузки, поставки заказчику и транспортирования до места назначения.
Действия по обеспечению соответствия установленным требованиям продукции включают в себя:
- - идентификацию и учет;
- - упаковывание, включая консервацию (при наличии требований в КД);
- - погрузочно-разгрузочные работы и внутреннее транспортирование (на склад готовой продукции, к месту проведения контроля и т.п.);
- - складирование и временное хранение;
- - поставку заказчику (отгрузку и транспортирование до места назначения).
Заметили? Мы слегка расширили требования ГОСТ РВ, ибо без идентификации и учета мы не будем знать, что мы хотели сохранить и, что в итоге сохранили…
Обязательно столбим субъекты управления следующей фразой: «требования настоящего стандарта по сохранению соответствия применяются в отношении как готовой продукции, так и её составных частей, деталей, сборочных единиц, полуфабрикатов».
Уточняем место документированной процедуры в СМК организации: «процедура обеспечения соответствия входит в состав процедур (по СТО …), посредством которых в нашем гипотетическом ООО «ООО» производится реализация процесса «Управление производством».
Идентификация и учет
Идентификация и учет продукции на всех стадиях изготовления и обращения в ООО «ООО» производятся в соответствии с требованиями, установленными ТД и соответствующими СТО.
Идентификация продукции производится для обеспечения ее прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла.
Выполнение установленных требований по идентификации позволяет решать в процессе производства следующие задачи:
- - возможность по номеру изделия (партии) проследить историю его изготовления: кто (рабочий, смена) и когда (дата, время) изготовил, из каких комплектующих (номера деталей и узлов), на каком оборудовании, кто проконтролировал, кому отправлено и т.д.
- - обеспечение ритмичности поставок деталей и комплектующих на сборку;
- - мониторинг производительности участков производства, упаковывания и отгрузки.
Методы и средства идентификации продукции, применяемые в ООО «ООО», приведены в СТО ….
Идентификация продукции обеспечивает возможность:
- - учета годной продукции и разрешения спорных ситуаций при получении рекламаций на изделие;
- - определения места и времени появления несоответствия;
- - определения местонахождения задела продукции с выявленными несоответствиями;
- - отзыва, изоляции и учета несоответствующей продукции;
- - проведения анализа причин несоответствия и выработки необходимых коррекций и (или) корректирующих действий (мер);
- - учета продукции для целей оперативного управления производством;
- - накопления и обработки информации о результатах контроля всех деталей, узлов, изделий на всех стадиях производства.
Упаковывание продукции
Упаковывание является одним из способов сохранения соответствия продукции при ее обращении в ходе производства, включая поставку потребителю. В организации упаковывается как готовая продукция, так и полуфабрикаты, подлежащие дальнейшей обработке на предприятии-соисполнителе.
Продукция, подлежащая обработке в нескольких производственных подразделениях (ПП) организации, подлежит перемещению в межоперационной таре – при наличии требований в технологической документации.
Требования к способам упаковывания продукции, упаковочным материалам, количеству продукции в единице транспортной тары, порядку размещения и укладывания указаны в технических условиях на продукцию и упаковочных чертежах.
Требования к межоперационному упаковыванию устанавливаются (при необходимости) технологической документацией.
Перечень материалов для проведения упаковки определен КД на продукцию, технологической документацией.
Для исключения механических повреждений продукции из-за перемещения в горизонтальных и вертикальных плоскостях их (при необходимости) укладывают в тару на ложементы, упоры, вставляют распорки, заполняют свободные места упаковочным материалом, прокладками, используют ящики специальной конструкции. Для крупногабаритных изделий применяются контейнеры специальной конструкции.
Нарушениями при упаковывании, которые могут привести к порче продукции (механическим повреждениям), как правило, являются:
- - недостаточный натяг крышки ящика (контейнера);
- - несоблюдение требований ТД по укладке в тару;
- - неисправность замков на ящиках (контейнерах).
Контроль качества упаковывания продукции осуществляет персонал ОТК. Ответственность за качество упаковывания в соответствии с техническими условиями на продукцию и технологической документацией возложена на ПП-изготовитель.
ПП-изготовитель предъявляет упакованную (если иное не указано в ТД) продукцию ОТК по извещению согласно СТО …. Контролеры ОТК проверяют соответствие упаковывания техническим условиям и упаковочным чертежам, чертежам на транспортную тару, натяг крышек ящиков (контейнеров), исправность замков. Заключение о соответствии установленным требованиям, как продукции, так и её упаковки вносится в протокол предъявительских испытаний и предъявительское извещение.
Фамилии и подписи лиц, выполнивших упаковку и ее контроль, вносятся на этикетку (упаковочный талон, бирку), закрепленную на упаковочных ящиках. Размеры этикеток (упаковочных талонов, бирок), их материал, состав наносимой на них информации определены в технологической документации, на основании требований КД и ДС.
Контроль качества упаковывания продукции также проводит ВП в соответствии с требованиями ТУ на продукцию, ГОСТ РВ 15.307 и СТО ….
Консервация продукции (при наличии требований в КД) и записи о её проведении выполняются в соответствии с технологической документацией.
Для информации о готовой продукции ПП-изготовитель наносит на ящики (контейнеры) маркировку в соответствии с техническими условиями на продукцию и технологической документацией. При наличии требований в КД (ДС), также наносятся необходимые манипуляционные знаки в соответствии с ГОСТ Р 51474.
Необходимая сопроводительная документация поставляется совместно с продукцией. Укладка ее производится либо в отдельный ящик, либо в один из ящиков с продукцией. В последнем случае на ящик с документацией наносится надпись «ДОКУМЕНТЫ» или наклеивается этикетка с этой надписью. Места расположения и размеры надписи (этикетки с надписью) определены в технологической документации.
Погрузочно-разгрузочные работы (ПРР)
Требования к составу и характеристикам средств и оборудования, используемых при ПРР, устанавливаются в соответствующей технологической документации.
При выборе средств механизации технологическому отделу следует учитывать следующее:
- - грузоподъемность средств механизации должна быть не менее максимальной массы перемещаемых изделий;
- - доля ручных операций должна быть сведена к минимуму.
При описании операций ПРР в технологической документации, как правило, указывают:
- - вид груза, его транспортные свойства;
- - вид упаковки;
- - вид транспортного средства;
- - способы погрузки и выгрузки;
- - схемы строповки грузов;
- - способы закрепления изделий на транспортном средстве;
- - средства механизации ПРР (краны, вилочные погрузчики, тележки и др.);
- - последовательность выполнения операций;
- - методы контроля качества выполненных операций ПРР;
- - требования безопасности труда;
- - профессии и количество рабочих по операциям;
- - показатели трудоемкости операций.
Требования безопасности труда устанавливаются с учетом правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
Требования к квалификации персонала и его ответственности за качество выполняемых погрузочно-разгрузочных работ установлены в технологической документации и соответствующих должностных инструкциях.
Требования к составу и характеристикам транспортной тары установлены в соответствующей технологической документации.
Погрузочно-разгрузочные работы проводятся с использованием средств механизации, таких как краны, кран-балки, электротельферы, автопогрузчики.
Все используемое оборудование должно быть в исправном состоянии, аттестовано или пройти освидетельствование в соответствии с требованиями ЭД. Пригодность к использованию подтверждается записями в ЭД на оборудование.
Поднимать и перемещать грузы вручную допускается при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.
При проведении ПРР необходимо использовать следующие методы, предупреждающие повреждение и порчу продукции:
- - размещать и укладывать контейнеры и ящики в транспортных средствах в соответствии с нормами и схемами погрузки;
- - укладывать ящики и контейнеры с изделиями во все транспортные средства крышками вверх и тщательно закреплять их для предохранения от ударов, сдвигов, передвижения и падения в пути следования;
- - крепление изделий производить с помощью инструментов, не дающих искры при работе;
- - заполнять свободный промежуток между контейнерами или ящиками с изделиями прокладочными материалами или закреплять рейками, досками и брусками;
- - после погрузки в открытый автотранспорт контейнеры и ящики с изделиями необходимо накрыть тентом, чехлом или брезентом, надежно закрепить и опломбировать так, чтобы исключить доступ к ящикам и контейнерам с изделиями;
- - погрузку готовых изделий в транспортные средства производить на складе готовой продукции. Допускается отгружать готовую продукцию непосредственно из цехов, где имеются подъемно-транспортные средства, навесы, крыши.
Не допускается использовать при ПРР грузозахватные и строповочные устройства, которые могут повредить продукцию.
Не допускается сбрасывание, скатывание, соударение деталей и сборочных единиц, а также качение и волочение их по земле (полу).
ПРР с готовой продукцией необходимо проводить с учетом манипуляционных знаков, нанесенных на упаковку (тару), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51474.
При проведении ПРР запрещается:
- - применять неисправные и неаттестованные грузоподъемные средства;
- - производить подъем и опускание изделий в неисправных ящиках или контейнерах;
- - производить укладку ящиков и контейнеров с изделиями вверх дном или на боковые стенки;
- - загружать все виды транспорта сверх установленных для них норм;
- - разогревать двигатели транспортных средств открытым огнем в месте ПРР.
Руководитель складского хозяйства несет ответственность и осуществляет контроль проведения ПРР на территории склада, а на территории цеха - начальник цеха или лицо им уполномоченное, мастер участка, с обязательным присутствием ответственного за погрузку представителя от отдела продаж при отгрузке готовой продукции потребителю.
Работники, привлекаемые к ПРР, должны иметь удостоверение на право проведения этих работ, а также обязаны пройти инструктаж по технике безопасности и расписаться в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
При организации и выполнении ПРР должны соблюдаться требования ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020 и межотраслевых правил.
За сохранение соответствия продукции до её поступления подразделению-потребителю или на склад отвечает начальник цеха-изготовителя. На него возложена ответственность за упаковывание и маркирование изделий в соответствии с ТУ, за соблюдение правил погрузочно-разгрузочных работ, за использование годного автотранспорта.
При повреждении продукции в процессе ПРР цехом-изготовителем оформляется акт (приложение QQQ), ПРР при этом прекращаются до указания директора по качеству, согласованного с ВП (для военной продукции). Необходимые коррекции и (или) корректирующие действия планируются и проводятся в соответствии с СТО ….
Ответственность за сохранение соответствия продукции с момента отгрузки до доставки потребителю установлена СТО ….
Внутреннее транспортирование
Готовая продукция транспортируется на склад в таре, соответствующей требованиям ТУ и технологических процессов, с обеспечением ее сохранности.
Тип тары для разных видов продукции установлен в технических условиях на продукцию.
При транспортировании продукции из одного подразделения в другое, при отсутствии указаний в технологической документации, продукция укладывается в кузов транспортного средства на поддоны, в металлическую или деревянную тару, деревянные прокладки, с обеспечением её неподвижности при перевозке.
Для предупреждения от повреждений продукции используются следующие материалы: резина, войлок, распорные деревянные прокладки. Ответственность за сохранность продукции при её загрузке для внутреннего транспортирования возложена на представителя подразделения, отправляющего продукцию другому подразделению.
Внутреннее транспортирование продукции без документов, идентифицирующих её статус обработки и контроля, не допускается.
Транспортные средства должны быть исправными и соответствовать массе перемещаемой продукции и особым условиям её транспортирования (при наличии таковых).
Требования к составу и характеристикам транспортной тары установлены в соответствующей технологической документации.
Количество одновременно загружаемых деталей и сборочных единиц (ящиков) и количество ярусов в укладке должно соответствовать требованиям ТУ и технологической документации.
Скорость передвижения транспортного средства с продукцией на территории организации не должна превышать 20 км/час. При транспортировании следует избегать резких ускорений и торможений, перемещений через дефекты дорожного полотна, которые могут привести к ударным нагрузкам на продукцию.
За сохранение соответствия продукции до её поступления подразделению-потребителю или на склад отвечает цех-изготовитель. Наряду с цехом-изготовителем, ответственность за сохранение соответствия продукции в этой ситуации несут руководитель транспортного подразделения и водитель транспортного средства. При необходимости, представитель цеха-изготовителя сопровождает продукцию до подразделения-потребителя или склада.
При повреждении продукции в процессе внутреннего транспортирования представителем цеха-изготовителя оформляется акт (приложение WWW). Продукция возвращается в цех-изготовитель до решения директора по качеству. Необходимые коррекции и (или) корректирующие действия планируются и проводятся в соответствии СТО ….
При проведении внутреннего транспортирования запрещается:
- - применять неисправные транспортные средства;
- - загружать все виды транспорта сверх установленных для них норм;
- - использовать транспортные средства со следами масла, нефтепродуктов, каменного угля, извести, цемента, кислот и др. химических веществ;
- - использовать транспортные средства, не имеющие средств пожаротушения.
Складирование и временное хранение продукции
Принятая ВП продукция до момента ее отгрузки передается организации на ответственное хранение, что свидетельствуется подписью должностного лица отдела продаж в извещении, оформленном по результатам ПСИ и приемки согласно СТО …. Подпись заверяется оттиском печати отдела продаж.
Приемку продукции на складе отдела продаж производит кладовщик согласно приемо-сдаточной накладной (приложение RRR). При приемке проверяется количество, соответствие маркировки сведениям, указанным в накладной, целостность упаковки и пломб ОТК и ВП. Учет принятой продукции, в том числе и по номерам, ведется кладовщиком по книгам учета (приложение YYY).
Требования к складским помещениям ООО «ООО», используемым для хранения готовой продукции, изложены в приложении UUU.
Хранение готовой продукции производится в соответствии с требованиями технических условий и ДС.
Продукция, имеющая в технических условиях особые указания температурного режима и влажности хранения, хранится в отапливаемых складских помещениях, соответствующих ГОСТ 15150. Температура и влажность воздуха должна фиксироваться кладовщиком в журнале по форме приложения SSS ежедневно (если иное не оговорено в ТУ на продукцию). Уборка таких складских помещений производится при помощи средств, не увеличивающих влажность и запыленность воздуха.
В случае невозможности получения в складских помещениях заданного температурного интервала и влажности воздуха допускается хранение готовой продукции в производственном подразделении при обеспечении заданных режимов хранения. В этом случае на ответственное хранение продукцию берет мастер. Факт принятия продукции на ответственное хранение свидетельствуется подписью мастера, заверенной оттиском печати в приемо-сдаточной накладной.
Остальная готовая продукция, изготовленная организацией, может храниться в неотапливаемых складских помещениях.
Допускается хранение готовой продукции до отгрузки при условии предохранения ее от механических повреждений и коррозии на специально отведенных местах или под навесом, или на открытой площадке, если это не запрещается техническими условиями на продукцию.
Готовая продукция должна храниться на соответствующих стеллажах, поддонах или штабелях с учетом доступа к ним согласно разработанным схемам складирования. Схемы складирования разрабатываются ТО и вывешиваются в складских помещениях.
Хранение изделий навалом не допускается, не разрешается также укладывать их на пол.
Кладовщик ежедневно должен производить проверку продукции по:
- - количеству;
- - сохранности маркировки и пломб;
- - наличию накладных.
При длительном хранении изделий, последние подвергаются периодическому контролю на сохранность (отсутствие внешних повреждений). Проверку производит представитель ОТК не реже одного раза в месяц совместно с представителями отдела продаж, ВП (по согласованию) с составлением акта (приложение FFF).
Допускается производить проверку при ежемесячных снятиях остатках незавершенного производства и готовой продукции по СТО ….
При истечении срока консервации проверяется качество покрытия и при необходимости проводится повторная консервация производственным подразделением с отметкой в ЭД продукции по ГОСТ 9.014 и ТУ на продукцию.
В случае обнаружения дефектов в период хранения продукции они фиксируются в акте осмотра. Дефекты исправляются ПП по согласованной с ВП методике и под контролем ОТК и ВП.
Допуск в складские помещения строго ограничен и проход в них осуществляется по списку, утвержденному коммерческим директором.
Отгрузка готовой продукции
Отгрузка готовой продукции осуществляется в соответствии с контрактами (договорами).
Отгрузка готовой продукции может производиться автотранспортом ООО «ООО», транспортом потребителя, транспортом внешних организаций.
Загрузка готовой продукции производится в присутствии кладовщика или уполномоченного представителя ООО «ООО», при необходимости (по указанию начальника ОТК) – представителя ОТК.
По требованию ВП (излагается в перечне по СТО …) отгрузка продукции предъявляется для контроля ВП извещением (приложение Е СТО ….). Порядок действий при предъявлении установлены СТО ….
Транспортирование готовой продукции до места назначения
Управление транспортированием готовой продукции до места назначения производится в рамках процесса «Управления поставками» по СТО ….
При транспортировании готовой продукции до места назначения транспортом потребителя или транспортом внешних организаций, ответственность за сохранение соответствия устанавливается контрактом (договором), оформляемым по СТО ….
Не забываем про риски при реализации процедуры. Таковыми могут быть:
- - риск невыявления факта повреждения продукции при внутреннем транспортировании;
- - риск невыявления факта повреждения готовой продукции при ПРР, отгрузке;
- - риск повреждения продукции из-за несоответствия установленным требованиям оборудования для ПРР;
- - риск повреждения продукции при временном хранении.
Критериями оценки процедуры могут быть:
а) отсутствие фактов повреждения продукции при ПРР и внутреннем транспортировании;
б) отсутствие фактов повреждения продукции при временном хранении;
в) отсутствие фактов повреждения готовой продукции при отгрузке;
г) наличие оформленной надлежащим образом документированной информации, предусмотренной настоящим стандартом.
Отчет по оценке процедуры начальник бюро менеджмента качества (БМК) один раз в полгода (до 12 июня, до 12 декабря) оформляет согласно приложению GGG и направляет служебной запиской заместителю генерального директора по производству для подготовки отчета о функционировании процесса «Управление производством».
Необходимые данные начальнику БМК представляют служебными записками (до 10 июня, до 10 декабря):
- - начальники ПП – по перечислению а);
- - начальник отдела продаж – по перечислениям б), в).
Для данных по перечислению г) начальник БМК использует документированную информацию о результатах аудитов и проверок СТО.
Посмотреть содержание типовых СТО по теме статьи можно:
- для гражданской продукции ЗДЕСЬ: СТО 8765RISO-169-2022 Управление производством. Сохранение соответствия;
- для военной продукции ЗДЕСЬ: СТО 123456RW-179-2021 Управление производством. Сохранение соответствия.
Актуальный перечень ранее опубликованных на канале статей (292 шт) со ссылками можно посмотреть/скачать.
29.11.2023