Далеко не всегда и не всем удается быстро закрыть организацию своими силами. Получить отказ от налоговой можно на любом из этапов процесса добровольной ликвидации, так как подводные камни скрываются в мелочах и казалось бы в несущественных деталях.
Чтобы ликвидация прошла успешно, не достаточно просто закрыть все долговые обязательства юрлица, - важно сделать это без ошибок и учесть другие нюансы закрытия.
Наиболее часто встречающиеся ошибки бизнеса, допускаемые при ликвидации юридического лица, перечислим ниже.
I. Отсутствие уведомления ФНС и записи в «Вестнике»
Если вы приняли решение о начале ликвидации, то должны уведомить об этом налоговую в течение трех дней.
Для этого в ФНС подаются протокол общего собрания участников о начале ликвидации и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии), а также заявление по форме Р15016.
Кроме того, владельцы организаций должны опубликовать информацию о решении ликвидироваться в «Вестнике государственной регистрации». Это нужно для уведомления возможных кредиторов о предстоящем закрытии.
Важно: у «Вестника» есть свои сроки, правила и тщательная проверка всех заявок. И если запись была успешно опубликована, приступать к следующим этапам ликвидации можно не ранее, чем через два месяца.
В случае нарушения этого правила, ФНС откажет в ликвидации.
II. Задолженность перед бюджетом и соцфондом
Перед своим закрытием организация должна рассчитаться с бюджетом по всем неуплаченным налогам, штрафам и пеням.
Для этого обязательно нужно провести сверку с бюджетом и убедиться в отсутствии долгов, а при их наличии — погасить все до копейки.
Юридическому лицу с налоговым долгом и другими незакрытыми обязательствами откажут в ликвидации.
III. Не представление отчетности до даты ликвидации
Очень важно не забыть о представлении отчетности в ФНС и СФР. Ведь отчетный период по налогам и взносам начинается 1 января и длится до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.
В случае нарушения сроков сдачи отчетности на организацию накладывается штраф, который должен быть погашен до окончания ликвидации компании.
Затем, в течение 15 дней после прекращения деятельности, необходимо сдать в ФНС отчетность по страховым взносам.
Если вы не сдали хотя бы один отчет или нарушили срок сдачи — компанию не ликвидируют.
IV. Невыполнение обязательств перед сотрудниками и ведомствами
Если в вашей организации есть работники, перед ликвидацией их нужно рассчитать, заплатить НДФЛ, страховые взносы и сдать по ним отчетность.
Перед этим обязательно надо:
- Предупредить сотрудников о предстоящем увольнении. После чего подготовить документы по каждому из них, издать приказы об увольнении, рассчитать зарплату и др.
- Уведомить службу занятости за 2 недели до увольнения на основании ч. 2 ст. 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
V. Оставление активов на балансе
В процессе ликвидации учредителями должны быть приняты меры по реализации имущества и имущественных прав, находящихся на балансе компании.
В ликвидационном балансе организации, сдаваемом на последнем этапе процедуры закрытия, не должно числится никаких активов.
Имущество компании к моменту закрытия должно быть либо реализовано, либо распределено между участниками, либо списано, ликвидировано (утилизировано) и т.п.
VI. Не уплата НДФЛ с доходов участников
Если после погашения всех обязательств у ликвидируемой организации осталась нераспределенная прибыль, она подлежит распределению между участниками общества.
Такое распределение (не важно, деньгами или имуществом) является дивидендами и облагается налогом на доходы физлиц по ставке 13% или 15%.
Если выплата производится деньгами, следует удержать налог и заплатить его в бюджет. Если же распределяется имущество, общество обязано сообщить в налоговую о не возможности удержания и тогда платить его будут сами участники, представив декларации 3-НДФЛ.
VII. Преждевременное уничтожение документов
Многие ошибочно считают, что после официального закрытия организации можно избавиться от всей документации компании.
Это не так - по закону всю бухгалтерскую и налоговую документацию нужно хранить в течение 5 лет.
Срок хранения документации по кадрам составляет десятки лет. Это все трудовые договоры, приказы о приеме, увольнении, личные дела, карточки работников и т.д.
Такие документы необходимо сдать на хранение в Государственный архив.
Стоит напомнить, что для организаций, не являющихся плательщиками НДС, не осуществляющих деятельность, включенных в реестр МСП, и не имеющих долгов перед бюджетом и контрагентами, с 2023 года существует упрощенный порядок ликвидации ООО, о котором подробно мы писали ранее:
Если ваша организация удовлетворяет всем условиям упрощенной ликвидации, рекомендуем использовать именно этот способ закрытия ООО.
Бухгалтерская компания "Правильный расчет"