Причины бунтарства
Желание протеста, бунта – естественное следствие поиска границ собственных возможностей и прочности мира. Лишь узнавший свои возможности уверен в них, лишь убедившись в прочности чего-то возможно найти опору.
Оправданность ограничений
Встретив барьер, важно понимать, зачем барьер оказался рядом с тобой – он тебя ограничивает, защищает, подсказывает верное направление? Задумывайся о его значении и о том, каково будет без него с тобой и другими – сейчас, завтра, через несколько лет. Без кувшина вода – лужа. Глупо протестовать против того, что существует ради твоего блага. Ограничения часто продиктованы опытом, исследованиями, экономят время.
Понимая смысл ограничений, ты можешь принять их или обосновать их устарелость. Нет критики – нет изменений. «Легче найти ошибку, чем истину» (И.В. Гёте). Изучи вопрос, его корни и смежные процессы. Возможно, ты не придумаешь новый путь, но станешь лучше понимать существующий.
Нетакойство
Самый простой бунт – действия вопреки. Молодость отрицает правила внешне и демонстративно, хватаясь за любые обоснования. Через протест легко почувствовать себя замеченным, но что увидят в тебе? Одежда, раскраска, пирсинг и татуировки – это попытка человека противопоставить себя остальным через примитивные, животные знаки, яркое ассоциирование себя с какой-то сильной группой. За модниками и нон-корформистами стоит одинаковая неуверенность в себе, попытка копирования чужого успешного образа, чтобы ощутить себя эталоном. Их каргокульт одинаково коробит необходимость надевать иную (и одинаковую!) форму, так как лишает идентичности с желаемой культурой. Сильная личность уверена в себе независимо от одежды. Она принимает себя, всегда опрятна, самодисциплинирована, сконцентрирована на выполнении поставленной задачи. Самый сложный бунт – достичь цели, играя по правилам (то есть, принимая ограничения). «Быть христианином – вот это вызов (себе и обществу)» (Элис Купер).
Не отвергай чужие мнения: максимализм – это одномерность мнения в объёмом мире. Хочешь доказать свою успешность – добивайся успехов. Если захочется переделывать людей — начни с себя. Это и полезнее, и безопаснее. Видя твоё превосходство, другие сами начнут меняться. Исключение: приучай выполнять взятые обязательства. Если раз за разом ты упорно добиваешься справедливости, другим будет дешевле вести себя правильно, чем спорить и сдаваться.
Проживай жизнь для себя
Ещё одна популярная идея протеста – отбросить долгосрочные усилия, жить текущим моментом. Идея жить, словно проживаешь последний день, красивая, но неверно сформулированная. Последний день не станешь тратить на работу, на планирование, на развитие. Это не проживание жизни для себя, а попытка получить эмоциональную награду сразу, не достигая результата усилий.
Если хочется подводить черту, то подводи её другому: представь, что сегодня последний день не у тебя, а у дорогого тебе человека. Проживи этот день для него так, как если другого уже не будет. Не увлекайся: проживание для другого – это не проживание для себя.
Правильная идея – каждый день проживать полностью, осознавая свои ощущения, осознавая свои действия, наслаждаясь тем, что даёт тебе жизнь. Требует ли это отказа от усилий с отложенной наградой? Нет, ведь можно получать удовольствие от усилий, от промежуточных успехов, от самосовершенствования, от достижения результата. Требует ли это жизни только для себя? Нет, ведь осознавая свои действия, ты сможешь помогать другим без ущерба собственной жизни. Смысл в том, чтобы не отделять себя от себя же, принадлежать себе, распоряжаться результатами своих усилий.
А надо ли?
Надо ли бунтовать? Мёртвая рыба плывёт по течению, живая – против, умная – куда нужно ей. Учись плыть в нужном направлении. Барашек вне борьбы – и всегда на победном пиру, но есть нюанс. «Если мяса с ножа ты не ел ни куска, если руки сложа наблюдал свысока, и в борьбу не вступил с подлецом, палачом – значит, в жизни ты был ни при чём, ни при чём!» (В. Высоцкий). Видя неправильное, несправедливое – восстань до того, как оно окрепнет. Мы промолчали, когда он вошел, так он и осла ввёл (арабская пословица). Молчание — брат согласия. Промолчи – и сатана восторжествует. «Наш мир является опасным для жизни местом, но не потому, что некоторые творят зло, а потому, что все остальные видят это и ничего не делают» (Эйнштейн).
Нельзя попустительствовать беспорядку ради того, чтобы избежать войны, ибо войны не избежать, а преимущество в войне утратишь. Отдельные мелочи кажутся недостойными усилий на их осуждение – помни, что потом придётся иметь дело с их совокупностью. Окна Овертона – описание того, как любое зло можно сделать нормой. Если ты не пресечёшь неправильное – оно станет нормой, победить которую станет сложнее.
Молчать этично только об одном: о чужих исповедях и тайнах. И то, лишь до тех пор, пока они не угрожают вашей жизни и отношениям!
«Лишь тот, достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» (И. В. Гете). Смысл жизни — улучшать саму жизнь. Самая ценная часть жизни — люди. Самое лучшее средство улучшать жизнь с людьми – честность. Честность — знак доверия, единства и важности человека для вас. Улучшай то, что можешь – и со временем сможешь больше. Два вида объектов работы: исправь ближайшее или осмотрись и меняй то, что даст максимальный эффект.
В бунтарстве сохраняй порядок. Грязь сама появится – ты чистотой займись. Недопустимо менять мир к лучшему, пренебрегая бытовым порядком. Быт любого достатка должен содержаться в чистоте, иначе небрежность войдёт в привычку и начнёт портить важное.
Ищи образцы поведения, сравнивай их. Классическая русская литература – про справедливость, равенство и свободу. Она питает и порождает борцов за это без разобщения на касты, классы, нации. Это вопросы нравственности, примеры правильных и неправильных поступков, оценку которой должен дать читатель. Как правило есть возможность связывать себя с положительным персонажем (в отличие от книг и фильмов, где есть только серые или только отрицательные персонажи). Но есть и ситуации, когда центральный персонаж – не положительный, а положительный – не успешный. Бери огонь, а не пепел; перенимай правильное, анализируй причины ошибок.
С кого начать
За что сражаться? Отказывайся от каждого аспекта жизни, пока не найдёшь то, от чего отказаться не можешь. «За правду надо бороться» (С. Бодров) – эта фраза хороша с любым акцентом. Лучше усиливать правду, чем оправдывать силу.
Лжецы, люди не выполняющие обязательства, стремящиеся обманом получить выгоду – неиссякаемый враг, годный для обучения борьбе. Их невозможно искоренить, но в сражениях с ними ты знакомишься с действительностью борьбы, находишь единомышленников.
Добивайся получения всего положенного тебе (и другим) по праву и закону. Необеспеченность вскрывает халатность и простор для исправления. Обнаружив невозможность обеспечения не скандаль, а задумайся, как это исправить.
Лжецы боятся разоблачения и отсутствия рычагов воздействия на других. Разоблачая зло и обман приватно – позволяешь сохранить лицо и одуматься, разоблачая публично – вызываешь на бой, предупреждаешь других и становишься примером действия. В любом случае будь готов к последствиям. «Люди, ненавидящие правду, ненавидят также и людей, имеющих смелость высказывать ее» (Ф. Фенелон) Задумывайся о причинах ненависти.
«Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного» (Дайдодзи Юдзан). Если ты защищаешь правду, то смело можешь защищать её даже в одиночестве. Если ты защищаешь ложные выгоды, успей задуматься о том, стоят ли они того и стоило ли вообще защищать их?
«На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг» (Дайдодзи Юдзан). Самурай – слуга господина, ты – слуга себе, твоя цель может лежать дальше одной битвы. В борьбе будь честен с целью, а не с препятствием. Прямолинейность – тот же максимализм, обидит других и лишит манёвра тебя.
«Защищай истину, не спорь о пустом. Мнения как гвозди: чем больше по ним колотить, тем больше они влезают» (Ювенал). В споре защищай идеи, а не людей или своё мнение. Если ошибался – осознай и признай это, но не метайся в крайностях.
«Ты солдат на войне добра со злом, ты солдат – остальное потом. Пусть всё жарче и яростней бой, у тебя – есть особое задание: остаться собой» (Ильяс Аутов). Будь честен с собой: ты целиком отдаёшь себя делу или занимаешься им ради славы, достатка, отдыха, власти? «Не надо мне пощады, не надо мне награды, а дайте мне винтовку и дайте мне коня» (Булат Окуджава). Если победа в борьбе за справедливость лишит тебя власти, будешь ли ты продолжать борьбу до победы?
Достойная цель для продолжения
«Я» – последняя буква в алфавите, вспомни о других, о нерешенных проблемах мира вокруг тебя. Попробуй пожить, творя безвозмездное добро: покрась скамейку у дома, засыпь яму кирпичом и гравием, убери мусор с газона. Попробуй не бросить всё это, когда вместо благодарности начнут садиться на шею. «Достойно сожаления, когда человек, призванный творить в мире добро, эгоистически жалуется на своё положение и считает, что его можно изменить силой. Родившись человеком, следует поклясться превзойти всех, помогая людям, отдавая всего себя ради других, и именно в этом находить радость до конца своих дней.» (Сиба Ёсимаса). Помогать другим – хорошо, но служить другим (тем более отрекаться от улучшения своего положения) – плохо. Где грань? В служении не людям, но интересам людей, идеям. «А выше счастья Родины нет в мире ничего» – служа благу Родины, ты служишь большинству тех, кто близок твоей культуре, твоему мышлению. Если ты сражаешься за свою жизнь, то можешь бежать – это способ достижения цели. Если ты сражаешься за идею, ты не рассматриваешь бегство, только манёвр в интересах цели. Человек легко может стать счастливым сам. С небольшими усилиями, он может сделать счастливым людей вокруг себя. Истинный же труд – посвятить свою жизнь интересам всей Родины. Родина — мать, чужбина — мачеха. Где нас нет – не лучше, мы просто не знаем, ЧТО ИМЕННО там плохо. Помни, что человек красит место, увидя хорошее, пойми, как оно достигается – и воплоти это в своём доме. Так становятся хозяевами прекрасного, а не прохожими в чужом музее.
Предел ли это? Обнаружив потерявшегося ребёнка, человек проявит о нём заботу, даже если это потребует усилий, расходов. Способность осознанно заботиться о чужом потомстве без ожидания выгоды – следствие развития мозга и главное отличие человека от животного. Человек эволюционировал: «Забочусь о себе» – «Забочусь о своём потомстве» – «Забочусь о любом потомстве» – «Забочусь обо всех». Аналогично, забота о старших поколениях: при околонулевом биологическом смысле, человек проявляет заботу о стариках, которых может вообще не знать. В древности это оправдывалось получением опыта от стариков, в наше время – добровольное проявление заботы. Переход к осознанной добровольной заботе каждого о каждом – это логическое развитие эволюционного пути человеческой сути.
Причины успокоения
Стадии соседства со злом: незнание (неполная картина мира), знание о наличии (где-то там, кто-то, что-то), знание о деталях (конкретные факты о явлении), знание в деталях (понимание устройства явления, причин, методов). Примечательно, что знание о зле и противодействе злу – вещи разные. Часто человек знает о наличии проблемы, но старательно избегает признать это – ведь тогда любой честный человек должен попытаться её решить. «А сегодня что для завтра сделал я?» (Юрий Энтин). Очень жесткий вопрос, если задавать его себе и требовать честного ответа.
Если в 15 ты не был революционером, то у тебя нет сердца. Если в 40 ты не стал консерватором, то у тебя нет ума. То и другое – крайности: молодой хочет убрать недостатки, опытный хочет сохранить достоинства. Они оба желают добра, но всегда имеют разные предпосылки: молодой энергичен и беден, опытный бережлив к нажитым ценностям.
Старик отказывается от борьбы и метаний в пользу движения выбранным курсом. У него сформирована картина мира, привычный уровень жизни, круг общения, накопленное имущество. Изменение курса может разрушить то, что выстраивалось годами, а времени для наживания нового уже не будет. «Старческая немощь проявляется в том, что человек делает только (!) то, к чему он больше всего склонен (избегая (!) любых трудностей)» (Ямамото Цунэтомо).
Не путай принятие устройства мира и накопленные обязательства со старостью. Кант говорил: характер состоит в способности действовать согласно принципам. Но быть принципиальным легко, когда отвечаешь только за свою жизнь. Когда от тебя зависят доверившиеся тебе, вынужденно действуешь осмотрительнее.
«Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть» (Дайдодзи Юдзан). Мудрость и храбрость проявляется не в готовности принять мир в сложившемся виде, не соревновании с ним, а в том, чтобы отдать жизнь действительно важному и не загубить её в никчёмной стычке. Максимально глубоко думай о последствиях действия и бездействия, победы своих и чужих истин. Спрашивай себя: станет ли мир лучше, если все будут думать и поступать так?
Итого
Мы живём в системе, выработанной обществом для своего существования. Это система, потому что есть правила, законы. Система автоматически порождает две модели поведение: принятие, когда человек соглашается не выходить за обозначенные границы, и отрицание, когда человек демонстративно нарушает границы. Обе модели поведения подразумевают, что человек знает правила, принимает правила и решает либо им следовать, либо оспаривать. В обоих случаях поведение диктуется правилами. Устойчивые системы содержат в себе инструменты работы с обеими категориями, таким образом, бунтарство – это не разрушение системы, это вариант существования в системе. Умеющий использовать правила или обходить ограничения через лазейки в правилах достигает успеха. Но обман системы, как и разрушение системы не делает общество счастливее, потому что без правил нет общества. Изменение правил на более соответствующие интересам общества (общества в целом, а не отдельных представителей) – вот правильный путь. Осмысляй правила, находи возможности в рамках правил и находи пути к улучшению правил в интересах общества.