Найти в Дзене
Сакмарские вести

Богом обласканный уголок

Бруново выглядит , как островок благоухающего пойменного леса - из осин, тополей, редкой ивы , черёмушника , и буйной поросли вездесущего клёна. Протекающая здесь речка Верхняя Каргалка , как будто вышила узоры на этом ковре зелени своими многочисленными изгибами и поворотами русла.

Вот почему здесь очень много полян и поляночек, с духмяными травами, земляникой, проплешинами чилижника и ежевики, бережно прикрытых тенью вековых тополей и осин...

Много ранее по правую сторону речки была деревушка-хуторок Бруново (когда то в прошлом, а сейчас они - основатели посёлка Светлый) со своей знаменитой водяной мельницей. Мука этой мельницы славилась по Оренбургской земле своим отменным качеством. Народ здесь проживал дружный общительный. Выращивали овощи и фрукты на своих садах огородах, рыбачили, пчёлок обихаживали, скотинёшку разную держали (лошадок, коров, баранов с овечками, козочек). В достатке жили, радуясь столь благословенному месту.

Во времена отдыха всякий находил себе место по своей душе. Молодёжь всегда тянуло к черёмушнику, что находился у переезда через речку. По весне во время цветения черёмухи, там стояло такое благоухание, что голову кружило. А вслед за цветом в этом же черёмушнике раздавались бередящие молодые души трели соловушек. Влюблённые парочки до раннего утра бродили в этом местечке, предаваясь тяге природы к чистому и прекрасному

-2

В знойные летние дни на переезде было шумно и весело. Широкая и не глубокая водная гладь на мелком галечнике буквально кишела ребятнёй разного возраста. Что по взрослее держались небольшого омутка, с большим родником по песчаному берегу. Здесь и понырять можно по рачьим норам, и малышня не мешает, потому как вода много прохладнее. Сюда же тянулся народ с картофельных делянок во время прополки, водички родниковой студёной испить, да с собою набрать.

До сих пор помню ещё дошкольное детство, когда с братом Виктором помогали родителям собирать картошку по началу осени, на делянах огорода , расположенного по правую сторону речки Верхняя Каргалка , (как раз своей нижней стороной они заканчивались напротив переезда). Наша бабуля уходила к роднику за водой и всякий раз приносила нам большие пригоршни ягод ежевики. Мы наперегонки бежали к банке с водой, а потом с восхищением уплетали за обе щёки вкусные сочные ягоды.

Чуток выше по течению от переезда, по одному из ответвлений русла, росла и растёт старая ива, своим стволом от корня, она ровно распростёрлась от одного бережка до другого и только потом устремляет свои ветви под прямым углом вверх. Сама природа соорудила необходимую переправу, потому как совсем рядом находился ещё один большой родник на берегу реки, с открытым мелким каменным плиточником. Здесь уже не так людно. Сюда и звериные тропки набиты. Казалось бы : - Пей из речки! И вся недолга! Так нет…

Оказывается всякому живому на земле не чужда тяга к истоку жизни и её чистоте. Сколько походов было совершено на поляны Бруновского леса за время школьной учёбы и не счесть. Ночёвки у огромного пионерского костра, задорные песни под гитару или баян. И, конечно же, водичка из обихоженных родников была всем приятна и на вкус и на цвет, и на запах. В те благословенные времена СССР мы, молодёжь не представляли себе другой жизни. Только вместе и рядом, с чувством товарищеского локтя. Никаких помыслов о богатстве из мира капитала. На первом месте стояло богатство души!

Но оно всё-таки пришло это время окаянное и в нашу жизнь. Всё чистое порушило, разъединило, и разбросало дружные народы. Теперь правит бал совсем другой смысл : его величество Золотой Телец, и вместо мира созидания, мы погрязли в мире алчного потребителя.

Заросли благоухающие поляны лесной порослью. Клёны своими летающими соцветиями и порослью затянули дорогу через переезд. Забило наносами весенних половодий блюдца былых родников. Словно в темь погрузилась вся та прежняя тяга к чистоте души и жизни.

-3

Расположенное прямо напротив Бруново кладбище сейчас единственное место тишины и покоя. Помнится яркий весенний день, когда на этом кладбище священник приехавший из областного центра освящал построенную часовенку Святого Александра Невского. В душу запали его проникновенные слова:

- Уважаемые сельчане, православные, мусульмане и все верующие! Вы только оглянитесь вокруг! В каком месте мы сейчас находимся? Это же богом обласканный уголок!

Тишина и покой в этом мире деревьев и трав окутанных водами небольшой реки. А для того, чтобы этот уголок не исчез совсем, пора бы нам, мирянам, пока ещё живым, всё-таки приступить к возрождению былой чистоты и праведности бытия. И начать бы нужно именно с истоков жизни на земле, возвращению к жизни былых родников.

Валерий Болендер