II Первые выставки в России. "Индийская серия"
На выставке 1874 года в Петербурге народ был восхищён так же, как и в Европе. Но вот правительство было, мягко говоря, не в восторге от такого веяния демократической мысли. Александр II и его свита приняли написанные батальные сцены за мятежное художество. Особо несколько картин из серии поддались такой критике, что Верещагин в отчаянии сжёг их. Для него это было просто возмутительно: правду, которую он видел своими глазами, в точности передал в картинах и старался её лишь показать народу вдруг называют ложью те, кто даже не имел представления о том, что происходило в Туркестане! Речь идёт о критиках, засевших в реакционных газетёнках, которые неустанно трубили, что Верещагин - бунтарь, революционер, национальный предатель! К тому же и братья Третьяковы на пару с коллекционером Боткиным заявили, что купят серию по отдельности, хотя Верещагин сразу постановил, что картины врозь не продаст...
В общем, с горьким чувством в душе он, не дождавшись окончания выставки, вместе с женой Елизаветой Кондратьевной отправился в долгое и неоднозначное путешествие по Индии.
Поездка в Азию должна была отвлечь Верещагина от проблем, снежным комом накатывавшихся в этот год. Помимо критики и продажи картин задерживалось и получение денег за коллекцию. А эти деньги должны были пойти на оплату строительства мастерской в Париже, которая теперь тоже не укладывалась в сроки. В таком ужасном состоянии Верещагин узнаёт о присуждении ему звания профессора Академией художеств. Как ему было на это реагировать? Сначала официальные лица публично опозорили и покрыли ложью его труды, а затем предложили навсегда связать свою жизнь с ними! Верещагин, конечно, отказался от этого почётного звания, не захотев терять свою независимость в искусстве.
Такая новость подстегнула недругов Верещагина свалить на него ещё больше обвинений. Якобы он вовсе не писал свои Туркестанские картины, а своровал их у других художников, что он абсолютно ничего не знает о настоящем искусстве, что он вовсе безграмотен...
Хотя, к слову сказать, Василий Васильевич неустанно работал над своим самообразованием. Он очень много читал, знал, по меньшей мере, четыре языка (читал оригинальные труды русских, французских, английских и немецких писателей и мыслителей), вырабатывал свой уникальный стиль живописи, очень много и плодотворно трудился. Великий русский художник Илья Ефимович Репин говорил:
В то время, как мы работаем, мучимся над одной картинкой, сомневаешься, не доверяешь себе, он быстро писал целые серии, целые коллекции. Ах, какой это был успех! Я ничего подобного не запомню. У нас его сначала не признавали, но в Париже, в Париже — там он прогремел сразу. Все это было так необыкновенно!..
Более метко обозначить его талант и работоспособность невозможно.
В Индии Верещагин и его жена постоянно путешествовали. Бомбей, Мадрас, Дели, Джайпур и, конечно, Агра - в каждом из этих великолепных мест он делает новые зарисовки и наброски. Очень много этюдов он создаёт на тему необычной, загадочной архитектуры. Его так же, как и ранее, интересуют быт, одежда, культура... Всё это он записывает, помечает и, конечно, запечатлевает на своих картинах.
Однако не всё так просто было в Индии. Трансферов и дорог тогда ещё не проложили, поэтому путешествие по самым отдалённым уголкам Индии превратилось в игру на выживание. Они с женой замерзали, тонули, отбивались от диких зверей, страдали лихорадкой и получали серьёзные солнечные удары. Какая ещё жена смогла бы вынести такие испытания? Да и вообще любой человек явно не хотел бы так провести свой отпуск. Однако ни что не остановило их перед самым трудным путём - в Гималаи.
Здесь Верещагины посетили приграничные с Тибетом районы Кашмир и Ладакх. Именно здесь родились, пожалуй, самые завораживающие пейзажи Василия Васильевича:
Однако художника-демократа вновь настигла тень войны. Но на этот раз она предстала в виде колониального угнетения Англией индийских народов. Он вновь хотел уколоть, на этот раз, чужое правительство и показать, что есть на самом деле колониальная политика для простого народа.
В серию вошли многие картины, выдвигавшие серьёзные обвинения колониализму, что не могло не произвести ужасающее впечатление на население стран Европы, которые тоже не хотели видеть "нелицеприятную" правду:
Крайне излишняя жестокость, угнетение, уничтожение - всё это не соответствовало тому, о чём повествовали в Европе. Поэтому на демократическую часть света это, конечно, произведёт в будущем очень сильное впечатление. Вот только большинство картин куда-то исчезнут, а огромные полотна навсегда покроются тайной...
Продолжение здесь: https://dzen.ru/a/ZWcLI5w2Ux2X2gvY?share_to=link